Кереньи, Йенё

(Kerenyi, Jeno)

1908, Будапешт — 1975, Будапешт.

Венгерский скульптор. Учился в Художественном институте в Будапеште (1931—1937). После его окончания получил стипендию на годичное пребывание в Риме (1937—1938). Кереньи работал в различных жанрах и видах скульптуры. Начав с создания небольших статуэток, он вскоре занялся монументальными произведениями — памятниками, декоративными статуями, рельефами, включенными в архитектурную среду. Есть у него и очень выразительные портретные медали, но совсем нет станковых портретов. Мастера явно интересовал не индивидуальный характер, не конкретный человек, а обобщенный образ, отражающий более широкое представление о том или ином явлении. Отталкиваясь от классической школы, Кереньи ищет повышенной эмоциональной выразительности композиции, которую достигает посредством свободной экспрессивной моделировки формы, динамики поз и жестов, живописной фактуры. Его ранние работы отображают повседневную жизнь, но их решение далеко не буднично и приземленно. Показательна небольшая группа С работы домой (1938, Будапешт, Венгерская нац. галерея). В изображении крестьянской пары доминирует мотив движения: мужчина и женщина с лопатой и тяпкой в руках широким шагом направляются домой. Монолитность и некоторая тяжеловесность фигур сочетаются с динамичностью композиции. В первые послевоенные годы скульптор продолжает создавать динамичные композиции. Известна его трехфигурная группа Демонстрация (1953, Будапешт, Венгерская нац. галерея). Ее вариант в увеличенном и несколько измененном виде был впоследствии поставлен на территории Народного стадиона в Будапеште. Радостное возбуждение молодых демонстрантов передано с помощью свободного разворота фигур, динамики шага, размаха рук. Пластика форм далека от классической, но убедительна и полнокровна. В последующих произведениях Кереньи нарастает стремление к повышенной экспрессии образа при отказе от внешнего движения. В Надгробном памятнике Т. Чонтвари, самобытному венгерскому художнику-примитивисту (1965, Будапешт, кладбище Керепеши), мастер создал вдохновенный образ живописца. Его стоящая фигура представлена с палитрой и кистью в руках. Кереньи не стремится к портретной достоверности. Перед зрителем — обобщенный образ творческой личности. В манере лепки с ее бугристой неровной поверхностью скульптор уподобляется живописцу, налагающему пастозные мазки краски на полотно. В эти же годы мастер активно работает над декоративной скульптурой, призванной украсить и обогатить пространство. Персонажами его скульптур становятся мифологические герои: Легенда, или Аллегория Тихани (1962, Тихань), Гигиея (1961—1962, Веспрем). В первом случае сидящая фигура Пана со свирелью в руках, помещенная на каменных столбах постамента, органично вписывается в природный ландшафт возле озера Балатон. Во втором — статуя богини здоровья изображена у входа в здание фармацевтического центра города Веспрем. Ее несколько архаизированный облик, пластичные формы заметно облагораживают скучную кирпичную стену современного архитектурного сооружения. В последние годы жизни в творчестве Кереньи нарастают черты драматизма. Это сказывается и в выборе тем: Голгофа (1972), Данте и Вергилий в аду (1974, обе — частное собрание). Приемы лепки становятся еще более обобщенными и экспрессивными. Фигуры утяжеляются, их угловатость и напряженность усиливаются. Мир предстает в работах мастера все более сложным и противоречивым. Помимо вышеназванных монументальных произведений, Кереньи выполнил еще несколько крупных памятников по государственным заказам: партизанам для г. Шаторайяуйхей (1947), советскому парламентеру Остапенко в Будапеште (1951), Венгерской советской республике в г. Надьканижа (1963), а также рельефные композиции для архитектурных сооружений: вокзала в г. Дьёр (1955) и Медицинского университета в Будапеште (1965).

Лит.: Светлов И. Йенё Кереньи. М., 1968; Йенё Кереньи: Каталог выставки / Авт. вступ. ст. Г. Э. Погань. М., 1980.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me