Каффиери, Жан-Жак

(Caffieri, Jean-Jacques)

1725, Париж — 1792, Париж.

Французский скульптор. Принадлежал к разветвленной династии художников, восходящей к XVII в. Учился у своего отца Жака Каффиери — скульптора, литейщика, чеканщика и у Ж.-Б. Лемуана. В 1748 получил Римскую премию, с 1749—1754 учился и работал в Италии. В 1759 за статуэтку Божество реки (Париж, Лувр) получил звание академика, в 1773 — звание профессора. Выставлялся в Салоне с 1757 по 1789. Работал над декоративным оформлением здания театра "Комеди Франсез", для фойе выполнил ряд бюстов: актера Пирона (1762), Мольера (1781), драматурга Ротру (1783). По заказу графа д’Анживийе, директора королевских строений, для "Галереи великих людей Франции" создал статуи Корнеля (1779) и Мольера (1787). Работал в области мемориальной пластики: проект надгробия Дружба, скорбящая над прахом усопшего (1767, Париж, Лувр), композиция, посвященная памяти мадам Фавар (1774, Париж, Лувр). Главные достижения Каффиери связаны с портретом. Его бюсты выполнены с подлинным мастерством, их композиция, соотношение пластических масс строго продуманы и уравновешены. Скульптор умело передает сходство, но подчас идеализирует модель. Эффектен бюст графини Дюбарри — фаворитки Людовика XV (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Красавица с чувством собственного превосходства взирает на зрителя. Ее голова гордо поднята, прекрасные обнаженные плечи и грудь украшены великолепной гирляндой мраморных роз — мастер, несомненно, обладал незаурядным декоративным талантом. Наиболее человечны, глубоки и искренни у Каффиери портреты ученых, артистов, писателей. Особенно удачны произведения, выполненные в терракоте, — глина сохраняет ощущение живого общения художника с портретируемым. Ритм мазков, движения руки помогают понять эмоциональный настрой скульптора во время работы. Таковы Портрет астронома Пенгре (1788), Портрет драматурга Фавара (1783, оба — Париж, Лувр). Художнику удалось не только раскрыть индивидуальный характер модели, но и создать образ человека эпохи Просвещения с его пытливым, ироничным умом, с его культурой общения. Так, Фавар обращен к зрителю с доброжелательной улыбкой, словно призывая его к диалогу. Другие произведения: статуя св. Алипия (Париж, собор Дома инвалидов), Св. Троица (Рим, церковь Св. Людовика Французского), Портрет Пьера Корнеля (1776, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Лит.: Мацулевич Ж. Французская портретная скульптура XV—XVIII веков в Эрмитаже. М.; Л., 1940; Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Jouin H. J.-J. Caffieri. Paris, 1891.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me