Касас Карбо, Рамон

(Casas Carbo, Ramon)

1866, Барселона — 1932, Барселона.

Испанский живописец, рисовальщик. Учился в Барселоне в частной живописной школе. Рано уехал в Париж, где учился в мастерской живописца Ш. Каролюса-Дюрана. Уже ранние работы Касаса свидетельствовали о его одаренности как портретиста. Автопортрет (1883, Барселона, Музей современного искусства) был представлен в салоне Елисейских Полей 1883. Творчество Касаса развивалось под влиянием искусства модерна и французского импрессионизма. Встреча в Париже с С. Русиньолом и французским критиком Мишелем Утрилло положила начало их долгой творческой дружбе. Вернувшись в Барселону, Касас объединил вокруг себя молодых художников в кафе "Элс Куатр Гатс" ("Четыре кота"), которое стало центром художественного авангарда в Каталонии. Принимал активное участие в праздниках нового искусства в Сиджесе, организованных С. Русиньолом; сотрудничал в журналах Куатр Гатс, Пел и Плома, Форма, иллюстрировал многие издания, писал плакаты. Рамон Касас — выдающийся живописец и мастер рисунка. Его активная творческая натура находила выход в различных изобразительных жанрах, он автор картин на исторические и жанровые темы, портретов, пейзажей. Во время пребывания Касаса в Париже "французская тема" вошла в его творчество такими прекрасными работами, как Пленэр (1890—1891), Вид на собор Сакре Кёр. Монмартр (ок. 1890), преломлялась в изображении женских фигур в пронизанных светом интерьерах, в непринужденных портретах (Сеньора Монтсеррат Карбо, Пианист Карлес Видиелла, 1892, все — Барселона, Музей современного искусства). После того как Касас возвратился в Барселону, светлая изящная живопись, тонкий лиризм сменяются иными образами и сумрачной гаммой красок. Он написал три большие многофигурные картины, посвященные конкретным событиям современной ему жизни (Гаротта, 1894, Мадрид, Прадо; Выход процессии из церкви Санта Мария дель Мар, 1898, Барселона, Музей современного искусства; Атака, 1903, Олот, Музей современного искусства). Каталонский критик Рамон Касельяс назвал Гаротту, в которой изображена публичная казнь на одной из барселонских площадей в присутствии толпы народа, "точным портретом времени". Среди каталонских современников Рамон Касас выделялся способностью почувствовать и передать атмосферу общественного события, создать впечатляющую массовую сцену. Суровый трагизм происходящего сочетается здесь с чертами будничности и прозаизма, когда, по словам критика, "люди почти привыкли к казни". Художник находит выразительное решение в передаче сжатого безликими блоками домов пространства площади, в группировке фигур, то в виде отдельных черных силуэтов, то слитых в плотную, замершую в ожидании массу, в движении света пасмурного зимнего утра и в богатейших оттенках темных, охряно-серых, серебристых, словно дымных красок. Статичной безнадежности этой сцены, где зритель даже не видит самой казни, противостоит действенная динамика Атаки, в которой изображено, как конная полиция разгоняет городскую демонстрацию. Стремительно отхлынувшая огромная толпа оставляет пустым голое пространство площади, на краю которой несутся карающие всадники. Огромная картина стала главным украшением музея в скромном Олоте, где в XIX в. сложилась так называемая олотская школа пейзажистов. Картины Касаса, правдиво и смело отразившие дух времени с его острыми социальными контрастами, не составили главную линию в его творчестве. По призванию прирожденный портретист, он создал множество выдающихся произведений, начиная от официальных изображений — два подготовительных этюда к портрету короля Альфонсо XIII (1907); элегантных женских портретов, среди них супруги М. Утрилло Долорес Видаль (1911), до необычного двойного портрета (большого панно, предназначенного для украшения кафе "Элс Куатр Гатс"), на котором сам Касас и его друг Пере Ромеу едут на велосипеде-тандеме (все — Барселона, Музей современного искусства). Однако главной областью портретного творчества Рамона Касаса стали рисунки, более 200 из которых находятся в барселонском музее. В этих великолепных, исполненных углем и пастелью рисунках создана галерея выдающихся деятелей культуры, искусства и истории Испании.

Лит.: Jorda J. M. Ramon Casas, pintor. Barcelona, 1931; Rofols J. J. Ramon Casas, pintor. Barcelona, s. a.; Aveli Artis A. Retratos de Ramon Casas. Barcelona, 1986; Alcolea A. Ramon Casas. Cabadell, 1990.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me