Камуччини, Винченцо

(Camuccini, Vincenzo)

1771, Рим — 1844, Рим.

Итальянский живописец, рисовальщик. Римская школа. Учился у Д. Корви и своего брата П. Камуччини. Копировал фрески мастеров XVI и XVII вв., изучал живопись Корреджо, Рафаэля, Микеланджело. Работал в Риме, Равенне, Пьяченце, Неаполе, Катании, а также Париже и Мюнхене. Испытал влияние Менгса и Давида. С 1806 — президент римской Академии Св. Луки и глава римской конгрегации художников "Виртуозы Пантеона". В 1814 назначен Пием VII инспектором Гос. живописных собраний и папских коллекций в Ватикане. Прекрасный знаток античности, занимался проблемами реставрации памятников искусства. С 1820 — член Института Франции. В 1836 ему, единственному среди художников, было разрешено присутствовать при вскрытии гробницы Рафаэля. Писал картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, портреты. Занимался монументальной живописью и мозаикой. Уже в ранних произведениях — цикле фресок для виллы Боргезе (Архелай представляет юношу Париса Гекубе, Юный Парис и двое пастухов, Архелай, обучающий юного Париса, 1790—1796), выполненных по программе, составленной Г. Гамильтоном, заявил о себе как о мастере неоклассицистического направления. Сильная светотеневая лепка фигур, сентиментально трактованные мифологические сцены и оттенок некоторого нарочитого археологизма свидетельствуют о еще не вполне сформировавшемся стиле художника. В алтарных образах 1820—1840-х для собора в Равенне (Св. Григорий и Св. Августин) для люнета апсиды церкви Сан Паоло фуори ле Мура в Риме (Обращение св. Павла и Св. Павел на третьем небе, 1829—1835), собора в Террачине (Погребение Христа, 1841) художник вырабатывает индивидуальный стиль, в котором поиск идеальных образов Рафаэля сочетается с подражанием колористическим достижениям венецианцев и особенно живописным приемам Корреджо. Служившие образцами для копирования молодыми художниками картины Камуччини на исторические сюжеты Смерть Цезаря (1798), Смерть Виргинии (1804, обе — Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), Фридрих Барбаросса отдает командование Перуджей Лодовико Бальони (1807—1809, Рим, собрание Камуччини) стали классическими примерами живописи итальянского неоклассицизма. Как костюмированные театральные сцены выглядят большие полотна, выполненные для Квиринальского дворца в Риме по заказу Мюрата по случаю ожидаемого прибытия Наполеона, — Птолемей Филадельфийский в библиотеке Александрии и Карл Великий приказывает итальянским ученым основать университет в Париже (1812, Рим, палаццо Монтечиторио). Отсутствие глубокого эмоционального настроения восполняется в них внешне эффектной пластикой поз персонажей, точностью исторических деталей. В выполненной по заказу банкира Торлония в 1807 в римском палаццо Болонетти фреске Совет богов в зале Психеи (не сохранилась, но известна по описанию современников) Камуччини, по-видимому, вторил манере росписей виллы Боргезе. В 1816—1817 принял участие в украшении музея Кьярамонти в Ватикане, исполнив несколько фресок в люнетах зала Браччо Нуово, прославлявших деяния Пия VII в области искусств. Тонки по живописному исполнению портреты Камуччини (Автопортрет, Канталупо, Музей Камуччини; Графиня Е. П. Шувалова, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в которых сказалось увлечение творчеством английских портретистов XVIII в. По торжественной представительности образов близки работам Батони портреты Пия VII (Рим, собрание Лемм) и императора Фердинанда II (Канталупо, Музей Камуччини). Личность Камуччини, художника и общественного деятеля, выразила многие характерные особенности итальянской культуры рубежа XVIII—XIX вв. С одной стороны, это был человек, противившийся новым веяниям, не принявший эстетических установок итальянских художников-романтиков, с другой — художник, сам искавший новые пути в искусстве. Он был членом созданной живописцем Ф. Джани в Риме "Академии размышляющих" ("Academia de Pensieri"), возникшей в противовес официальной Академии Св. Луки. В графических произведениях, исполненных пером и кистью с отмывкой бистром (Канталупо, Музей Камуччини), Камуччини искал приемы новой живописности, более непосредственной и правдивой передачи натуры. Камуччини пользовался большим авторитетом в официальных академических кругах, но в среде художников-романтиков его имя вызывало острую неприязнь и ассоциировалось со всем косным и отжившим в итальянском искусстве. В Канталупо создан музей художника.

Лит.: Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 1990. Т. 1; Missirini M. Memorie per servire alla storia della Romana Accademia di S. Luca fino alla morte di Antonio Canova. Roma, 1923; Heisinger U. W. The Paintings of Vincenzo Camuccini. 1771—1844 // The Art Bulletin. 1978. Vol. 60. № 2.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me