Кавачеппи, Бартоломео

(Cavaceppi, Bartolomeo)

1716/1717, Рим — 1799, Рим.

Итальянский композитор, реставратор, дилер; один из "законодателей вкуса" в Риме XVIII столетия, оказавший значительное влияние на развитие европейского неоклассицизма. Учился у П. С. Монно, с 1729 — у К. Альбачини в Риме. В 1732 впервые принял участие в Климентинском конкурсе в Академии Св. Луки, получив приз за копию с работы Дж. Л. Бернини. В 1738 удостоен на этом конкурсе второго приза за рельеф Иосиф и жена Потифара. Посещал студию К. А. Наполиони на Корсо, где обучался работе в различных материалах, реставрации (в 1737 отреставрировал статуи старого и молодого кентавров, найденные на вилле Адриана в Тиволи). Некоторое время после смерти Наполиони (1742) продолжал работать в его мастерской, возглавляемой К. Бьянки (племянник Наполиони). Получал заказы на изготовление копий и реставрацию греческих статуй. В 1740-е приобрел уже большую известность главным образом как реставратор, умевший из отдельных найденных фрагментов (иногда различных эпох) воссоздавать статуи, бюсты, изделия декоративно-прикладного искусства. Пользовался покровительством Винкельмана, назвавшего мастерскую Кавачеппи на виа Бабуино "Museo Cavaceppi" из-за большого количества находившихся там антиков. При посредничестве Винкельмана начал работы по изготовлению копий и реставрации памятников для собраний прусских коллекционеров и дворца в Сан Суси. В 1768 совершил с Винкельманом путешествие в Берлин. Другим покровителем Кавачеппи стал кардинал Алессандро Альбани, для виллы которого он исполнял различные работы. Сблизился с английскими художниками-дилерами из окружения Альбани — Т. Дженкинсом, М. Бретингхемом, Г. Гамильтоном, которые собирали и продавали произведения античного искусства. С 1746 Кавачеппи был главным исполнителем реставрационных работ для собрания пап. Для Капитолийского музея отреставрировал знаменитую статую Фавн из красного мрамора и бюст Фаустина Старшая; работал и для музея Пио-Клементино. Его произведения приобретали английские заказчики, например, для архитекторов братьев Дж. и Р. Адам Кавачеппи исполнил реставрацию статуй Церера (Лондон, Саймон-Хаус), Ганимед; для других частных заказчиков из Англии — копию статуи Мирона Дискобол (Англия, частное собрание); для аббатства Вобурн — копию бюста императора Каракаллы (ок. 1756—1770, Лос-Анджелес, фонд П. Гетти). Выполнял заказы знатных римских семейств Киджи, Боргезе, Торлония; в его мастерской через своих агентов приобретали работы Екатерина II, Густав II Шведский, испанский посланник, кардинал Х. Н. Д’Асара и др. В 1768—1772 Б. Кавачеппи издал каталог своей коллекции: Raccolta d’antiche statue, busti, teste, cognite ed alter sculpture antiche scelte, ristaurate da B. Cavaceppi, sculptore romano (Roma, I—III vol.). После смерти Кавачеппи его собрание было приобретено Академией Св. Луки. Кавачеппи является автором и ряда самостоятельных работ: статуя Св. Норберт для собора Св. Петра в Риме, исполненная по заказу кардинала Альбани (заменена статуей П. Браччи); бюст Карла Брауншвейгского (Брауншвейг, Музей Антона Ульриха) и др.

Лит.: Howard Seymour. Bartolomeo Cavaceppi. Eighteenth-Century Restorer. Chicago, 1958; Howard Seymour. Bartolomeo Cavaceppi and the origins of neo-classic sculpture // The Art Quarterly. 1970. Spring. P. 120—133; Rome, Palazzo di Venezia. Bartolomeo Cavaceppi, scultore romano (1717—1799): Catalogue / a cura di Barberini M. D., Gaspari C. Roma, 1994.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me