Иммендорф, Йорг

(Immendorff, Joerg)

Род. 1945, Блекед, под Люнебургом.

Немецкий живописец, график и скульптор. Учился в Гос. художественной академии Дюссельдорфа (1963—1966) в классах театрально-декорационного искусства (у Т. Отто) и скульптуры (у Й. Бойса). Принимал активное участие в художественных акциях и политических демонстрациях Й. Бойса. Вслед за ним Иммендорф выдвинул проект собственного движения и учебного заведения под общим названием "ЛИДЛ" (от нем. "lidl" — звучание слова напоминало шум, производимый детской погремушкой-трещоткой, и отныне стало псевдонимом художника). Свой институт Иммендорф иронически противопоставил традиционным университетам, в том числе дюссельдорфской Академии художеств, где его творческая мастерская была уподоблена шуточной "Детской комнате" (картина Желтый и белый бейби, 1967, Мартин-Гропиус-Бау, собрание Гроте). В 1968—1969 художник провел в Дюсельдорфе и некоторых других западногерманских городах серию саркастических "ЛИДЛ-акций", которые приобрели характер социального протеста и стали своеобразным способом утверждения духа индивидуализма. Такие выступления художника были направлены против идеологии капитализма и военной агрессии во Вьетнаме и одновременно за движение пацифистов и в поддержку популярного молодежного лозунга "универсальной любви". Творчество Иммендорфа стало ярким примером формирования индивидуальной мифологии в искусстве неоэкспрессионизма конца ХХ в. Уподобляя свою живописную манеру художникам классического экспрессионизма, он продемонстрировал в большой серии картин Кафе Германия (сер. 1970—1980-х) помещение популярной дюссельдорфской дискотеки в виде сцены, на которой разыгралась политическая драма. Отказавшись от традиционных канонов исторического жанра, Иммендорф со свойственной ему тягой к провокации представил картину прошлого на грани реальности и мифа. Отвергнув принцип историзма, он показал события не в их последовательности, а синхронно. На территории полуреальной-полумифической танцплощадки Берлинская стена то вырастала глухой, непреодолимой преградой, то выглядела наподобие полуразрушенной каменоломни, боевым трофеем и музейной достопримечательностью (Кафе Германия VII, 1980, собрание П. Ф. фон Байерн, временно — Мюнхен, Гос. галерея современного искусства). Непременными атрибутами политического действия были одновременно и "прусский орел", и флаги ГДР и ФРГ. В таком сюрреалистическом кафе Иммендорф изображал свою встречу с художником А. Р. Пенком, с крупными культурно-политическими авторитетами прошлых времен, в частности, с Б. Брехтом и Х. Шмидтом. Художник создал сценические декорации и эскизы костюмов для постановки Электры Р. Штрауса (1986, Берлин, Гор. театр). Для Иммендорфа, провозгласившего себя ответственным за минувшие и будущие времена своей родины, ирония стала своеобразным способом видения и анализа современной культурно-политической ситуации. В 1999—2001 он активно варьировал в своих живописных и скульптурных произведениях мотив башни-лабиринта. Уподобленная спиралевидной колонне, она была украшена серпом и молотом, фашистской свастикой, пулеметом, памятной свечой, легендарной шляпой Й. Бойса и многими другими символическими знаками историко-художественного прошлого (Без названия, 1999, Кёльн и Нью-Йорк, галерея М. Вернера).

Лит.: Joerg Immendorff. "Cafe Deutschland" / Hrsg. von Kunstmuseum. Basel, 1979; Kort P. Joerg Immendorff. Zeichnungen. 1964—1993. Bern, 1994; Damus M. Kunst in der BRD 1945—1990. Hamburg, 1995.

Е. Орлова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me