Зон, Карл Фердинанд

(Zon, Karl Ferdinand)

1805, Берлин — 1867, Дюссельдорф.

Немецкий художник. Мастер дюссельдорфской школы. Учился у Ф. В. фон Шадова (с 1823) в Академии художеств Берлина; с 1826 — в Академии художеств Дюссельдорфа в высшем классе художников-исполнителей. Период 1830—1831 провел в Италии, куда ездил с И. В. фон Шадовым, Ф. Т. Хильдебрандтом и Э. Ю. Ф. Бендеманом. Изучал произведения Тициана и Веронезе, которые навсегда остались для него "образцами" в живописи. С 1832 сменил Г. К. Кольбе на посту преподавателя живописи и рисунка в Академии Дюссельдорфа; с 1838 — профессор; в 1857—1858 руководил мастерским классом. Работал в жанре портрета и исторической живописи. Сыграл большую роль в воспитании мастеров дюссельдорфской школы. Ранние произведения — Ринальдо и Армида (1828), Тассо и две Леоноры (1839, оба — Дюссельдорф, Художественный музей) — исполнены на модные сюжеты из поэмы Т. Тассо Освобожденный Иерусалим и драмы И. В. Гёте Торквато Тассо (1790). Личность Тассо и его поэма, повествующая о приключениях средневековых рыцарей, были в центре внимания в конце XVIII — начале XIX столетия; о них писал Ф. Шлегель, противопоставляя книге Тассо "нехристианское" произведение Л. Ариосто Рассерженный Орландо; А. В. Шлегель делал переводы из Тассо для журнала Атенеум, о Тассо писал В. фон Гумбольдт, и к сюжетам его произведений обращались назарейцы, ценя в них фантазию и возможность показать сильные человеческие чувства. К. Ф. Зон трактует сюжеты из Тассо не в духе ранних немецких романтиков, а в манере поздней романтической живописи, близкой салонной. В полотне Тассо и две Леоноры поэт изображен отдыхающим у источника в парке дворца в Ферраре, а две Леоноры — Леонора д’Эсте и Леонора Сан Витале — беседующими на пути к гермам Вергилия и Ариосто. Все фигуры представлены на фоне феррарского замка в окружении прекрасных южных растений. Под влиянием итальянской живописи, работ Ван Дейка исполнены полотна Элизабет фон Жуковски (1843), Шарлотта фон Ройтерн (1844), Кристиан Келлер (все — Дюссельдорф, Художественный музей). Портрет Келлера написан в более темной, монохромной гамме, светский образ напоминает героев Ван Дейка. Портреты сестер Элизабет и Шарлотты, дочерей художника Г. фон Ройтерна, одна из которых стала женой поэта В. А. Жуковского (он жил в Дюссельдорфе в 1840—1844), написаны в традиции венецианских мастеров XVI в.

Лит.: Peters H. Masterwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955; Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me