Жерар, Франсуа

(Gerard, François)

1770, Рим — 1837, Париж.

Французский живописец и график. Сын итальянки и сотрудника французского посольства при Святом престоле в Риме. С 1782 — в Париже, учится в Королевском пансионе, посещает мастерскую скульптора О. Пажу, затем Н. Брене (1784). В 1786 становится учеником Давида, в 1790—1791 выезжал в Рим. Зарабатывал, иллюстрируя Вергилия и Расина. Первый успех в Салоне 1795: Велизарий, несущий своего поводыря, ужаленного змеей. В том же, 1795 пишет прекрасный портрет Художник Ж.-Б. Изабе с дочерью (Париж, Лувр). Творчество Жерара приходится на переломную эпоху, отмеченную кризисом классицизма и зарождением романтизма; этим объясняется наличие в его искусстве подчас признаков обоих направлений. Писал картины на мифологические (Амур и Психея, 1798, Париж, Лувр), исторические сюжеты (Битва при Аустерлице, 1810; Вступление Генриха IV в Париж, 1817; Коронование Карла X, 1829, все — Версаль, Нац. музей), на романтические сюжеты, почерпнутые из современной литературы (Корина на Мизенском мысу, по роману Ж. де Сталь, 1819, Лион, Музей изящных искусств). Прославился в основном портретами коронованных особ и представителей высшего общества. Одаренный и трудолюбивый, Жерар изображал людей такими, какими они желали себя видеть: женщин — красивыми, изящными, грациозными, мужчин — мужественными, значительными. Современники называли Жерара "живописцем королей и королем живописцев". Основные произведения: Портрет Ларевейер-Лепо (1797, Анжер, Музей), Портрет графини Реньо де Сен-Жан-д’Андели (1798, Париж, Лувр), Жозефина в Мальмезоне (1802, дворец Мальмезон), Император в коронационном костюме; Мюрат (оба — 1805, Версаль, Нац. музей), Портрет мадам Рекамье (1802, Версаль, Нац. музей; ок. 1805, Париж, музей Карнавале).

Лит.: (Gerard H.) ?uvre du Baron François Gerard. Paris, 1852—1857. Vol. 1—3.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me