Дюшан, Марсель

(Duchamp, Marcel)

1887, Блэнвиль — 1968, Нёйи-сюр-Сен.

Французский художник. Начал заниматься живописью с 1902. В 1904 прибыл в Париж, где обучался в Академии Жюлиана. В ранних работах осваивал приемы постимпрессионизма и фовизма (Отец художника, 1910; Игра в шахматы, 1910; Куст, 1910—1911, все — Филадельфия, Музей искусств). В 1911—1913 сформировал вместе со своими братьями Жаком Вийоном и Реймоном Дюшан-Вийоном группу "Пюто" — объединение художников, продолжавших новаторские начинания аналитического кубизма. Пластическими средствами кубизма (дробление форм, взаимоналожение мелких граней и плоскостей) Дюшан стремился передать движение, что сближает его живопись начала 1910-х с исканиями футуристов. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объемы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры (Грустный молодой человек в поезде, 1911—1912, Венеция, фонд П. Гуггенхейм; Портрет, или Дульсинея, 1911; Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2, 1912; Король и королева в окружении быстрых обнаженных, 1912, все — Филадельфия, Музей искусств). В последующих работах сложные живописные структуры вытесняются лаконичными, жесткими машиноподобными формами, создающими противоречивые соотношения объема и плоскости (Новобрачная, 1912; Дробилка для шоколада, 1914, обе — Филадельфия, Музей искусств). В 1913—1914 Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые реди-мейд — промышленные изделия, обретающие в контексте экспозиции характер неутилитарной, отвлеченной формы (Велосипедное колесо, 1913; Сушилка для бутылок, 1914). Эти акции знаменуют начало дадаистского периода в творчестве художника. В 1915 Дюшан прибыл в Нью-Йорк, где вместе с Пикабиа и Мэн Реем основал группировку дадаистов. В 1915— 1923 работал над композицией под названием Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая ее же холостяками (первоначальный вариант, оставшийся незаконченным, разрушен; авторская реконструкция 1936, Филадельфия, Музей искусства). Композиция, выполненная в сложной технике (живопись маслом и лаками по стеклу, коллаж из бумаги, фольги, проволоки), символизирует "сексуальную механику" — циркуляцию инстинктивных желаний и потаенных потоков подсознания. В 1923 Дюшан заявил о своем отказе от художественного творчества и посвятил себя, главным образом, шахматной игре. Однако время от времени он выступал с саркастическими, провокативными манифестациями "антиискусства". Его реди-мейд, сюрреалистические "объекты", инсталляции, вращающиеся конструкции вошли в предысторию таких направлений, как оп-арт, поп-арт, кинетическое искусство, "новый реализм". В 1935—1941 им создан своего рода портативный музей: миниатюрные реплики и репродукции собственных произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Париж, Нац. музей современного искусства). Лишь после смерти художника было обнаружено еще одно его создание, под названием Данности: 1. Водопад. 2. Газовый светильник (1946—1966, Филадельфия, Музей искусств). Эту инсталляцию с вызывающе эротической женской фигурой, распростертой со светильником в руке на фоне странного пейзажа, можно увидеть только в щель ветхой двери, наглухо перекрывающей загадочную сцену. В конце жизни Дюшан приобрел славу первопроходца и стал кумиром нового поколения авангарда, возобновившего экспериментальные начинания дадаизма.

Лит.: Duchamp M. Duchamp du Signe. Paris, 1975; Schwarz A. Marcel Duchamp. Paris, 1974; Clair J. Duchamp ou le Grand Fictif. Paris, 1975; Mink J. Marcel Duchamp 1887—1968. Art as Anti-Art. Koln, 1995

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me