Домье, Оноре

(Daumier, Honore)

1808, Марсель — 1879, Вальмондуа, близ Парижа.

Французский график, живописец, скульптор. Родился в семье стекольщика, писавшего стихи; с 1814 в Париже. Яркий художественный талант Домье проявился рано, и он начал в 1822 посещать мастерскую художника А. Ленуара, привившего ему любовь к античности, Рубенсу, Тициану. Однако Домье предпочитал заниматься самостоятельно в студии Сюиса и в Лувре, подрабатывая на жизнь в качестве рассыльного. Ок. 1828, научившись технике литографии у Рамеле, выполняет виньетки, титульные листы в мелких издательствах. После революции 1830 в условиях относительной свободы слова во Франции как никогда усиливается роль прессы, начинается подлинный расцвет политической сатиры. С 1830 Домье начинает работать для популярных изданий Ш. Филипона Карикатюр и Шаривари. Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа Гаргантюа (1831) принесла Домье широкую известность, особенно возросшую после того, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. История современной Франции и Европы, общественные отношения, политические деятели оживают в его литографиях, поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием, а порой участливым вниманием к персонажам: Маски (1831), Улица Транснонен, Свобода печати, Законодательное чрево (все — 1834). Домье поднимает карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска. По отзывам современников, он обладал "божественной" зрительной памятью, на лету схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные позы, жесты, мимику. Работая в технике литографии (реже ксилографии), художник великолепно использует ее живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-черного к серебристо-серому, лепит форму, воссоздает световоздушную среду, особенности освещения. Графика Домье "рождает идею цвета", говорил Ш. Бодлер. Поэтому закономерным представляется его обращение к живописи. Он участвует в объявленном правительством конкурсе на тему "Республика": Республика (1848, Париж, музей Орсе). Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстает скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство уважения, симпатии, духовной близости, сострадания: Прачка (ок. 1863, Париж, музей Орсе), Вагон третьего класса (1860-е, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Дон Кихот (ок. 1868, Мюнхен, Новая пинакотека). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандской школы — Рубенса, Йорданса (Мельник, его сын и осел, 1849, Париж, частное собрание). Полнокровные образы, динамика и энергия мощных форм придают таким произведениям несколько барочный характер. В живописи Домье важную роль играет светотень, которая не только подчеркивает объем, но и усиливает эмоциональное звучание образа. В колористическом отношении полотна сдержанны (возможно, потемнели от времени), лишь иногда вспышки ярких тонов подчеркивают драматизм и напряжение сюжета: Криспен и Скапен (ок. 1860, Париж, музей Орсе), Восстание (1840-е, Прага, Нац. галерея). Живописи Домье свойственны эскизность, мощная экспрессия форм, сближающие произведения мастера с искусством XX в. При жизни Домье его живопись была малоизвестна, и лишь посмертная выставка 1901 заново открыла ее так же, как и скульптуру, в области которой художник намного опередил свое время, используя выразительность скульптурной фактуры: Ратапуаль (ок. 1850, Париж, музей Орсе). Домье — великий труженик: его наследие насчитывает более 4 000 произведений графики, живописи и скульптуры. Однако мастер до конца жизни нуждался. Он умер в доме, подаренном ему Коро.

Лит.: Замятина А. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1954; Калитина Н. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Эсколье Р. Оноре Домье. М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984; Дьяков Л. А. Живопись Оноре Домье. М., 1986; Mandel G., Georgel P. Tout l’?uvre peint de Daumier. Paris, 1972.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me