Дзуккари, Таддео

(Zuccari, Taddeo)

1522, Сант Анджело ин Вадо — 1566, Рим.

Итальянский художник. Один из ведущих мастеров второго поколения так называемых "маньеристов" — живописцев, ориентирующихся на "прекрасную манеру" (bella maniera) Рафаэля и Микеланджело. Таддео Дзуккари оставил обширное живописное наследие. Уроженец провинции Марки, сын живописца Оттавиано Дзуккари, Таддео приехал в Рим 14-летним подростком. Здесь он несколько лет выполнял черную работу в мастерских второстепенных живописцев, а в свободное время зарисовывал работы Рафаэля. В 1548 талантливый самоучка впервые привлек внимание римских ценителей искусства, выполнив несколько не сохранившихся до нашего времени росписей дворцовых фасадов. Первая сохранившаяся работа Таддео — фрески построенной архитектором Виньолой виллы папы Юлия III (ок. 1553, Рим, вилла Джулия). Эффектная Вакханалия, украшающая один из залов виллы, свидетельствует о богатстве воображения молодого мастера и внимательном изучении им поздних работ Рафаэля. Фрески виллы Джулия принесли Таддео Дзуккари известность, и уже в 1553—1556 он выполнил плохо сохранившиеся росписи капеллы Маттеи (Рим, церковь Санта Мария делла Консолационе), выдающие влияние Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо. В 1556 Таддео Дзуккари получил заказ на создание алтарной картины и фресковых росписей в капелле Франджипанте (Рим, церковь Сан Марчелло аль Корсо), приступив к этой работе в начале 1560-х. Центральное место в этом живописном декоре занимает алтарная картина Падение Савла (ок. 1563). Это одна из самых эффектных работ Таддео Дзуккари, полная динамики и экспрессии, она выполнена под влиянием поздних работ Рафаэля. После окончания работ в Сан Марчелло аль Корсо Таддео Дзуккари был замечен римскими ценителями искусства и выполнил несколько заказов, в том числе цикл Аллегория Александра Великого (нач. 1560-х, Браччано, замок Орсини) и фреску Успение Марии (1564—1565, Рим, церковь Санта Тринита деи Монти, капелла Пуччи). Самой значительной работой Таддео Дзуккари являются росписи зала деяний Фарнезе (1559—1566, Капрарола, вилла Фарнезе), законченные после смерти Таддео его младшим братом Федерико Дзуккари. Программа росписей была составлена одним из владельцев виллы — кардиналом Алессандро Фарнезе, а также гуманистом и поэтом Аннибале Каро. Род Фарнезе, в том числе дед кардинала папа Павел III, возглавлявший в 1540-х католическую церковь, а также сам Алессандро Фарнезе, сыграл немалую роль в борьбе с лютеранством, а Алессандро Фарнезе был одним из организаторов Тридентского собора, окончательно размежевавшего католиков и лютеран. События, связанные с Тридентским собором, занимают большое место в росписях зала деяний Фарнезе: так, во главе кавалькады появляются император Карл V и французский король Франциск I; ожесточенно спорят кардиналы, у ног которых небрежно брошены раскрытые фолианты. В целом эти большие многофигурные композиции иллюстративны и прозаичны, хотя Таддео Дзуккари стремится придать им декоративное начало, заключив каждую сцену в орнаментальное обрамление, придающее им сходство с ткаными шпалерами. Часто работал со своим братом Федерико Дзуккари (1540/1541, Сант Анджело ин Вадо — 1609, Анкона), наиболее известными работами которого в Риме являются фрески в Ватикане (1560), казино Пия IV (1560—1563). Работал также во Флоренции (купол собора Санта Мария дель Фьоре, 1575—1579) и в Венеции (Дворец дожей, зал Большого совета), в 1585 был приглашен Филиппом II для украшения Эскориала.

Лит.: Korte W. Palazzo Zuccari in Rom. Leipzig, 1935; Freedberg J. S. Painting in Italy. 1500—1600. Harmondsworth, 1979.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me