Джованни да Болонья

(Giovanni da Bologna)

1529, Дуэ, Фландрия — 1608, Флоренция.

Итальянский скульптор фламандского происхождения. В Италии его имя впервые упоминается в связи со скульптурным декором фонтана Нептун в Болонье (нач. 1560-х); этому городу мастер обязан своим прозвищем "Болонец". С середины 1560-х работал во Флоренции, став одним из ведущих флорентийских скульпторов 2-й пол. XVI — нач. XVII в. Уже в первой итальянской работе Джованни да Болоньи — упомянутом выше фонтане Нептун в Болонье эффектность соседствует со свойственной мастеру и позже стилевой эклектичностью: идеальный облик Нептуна (Болонья, Гор. музей) составляет резкий контраст брутальности облика нимф. Это начало сохраняется и в работах флорентийского периода (сер. 1560-х — 1608). Небольшие жанровые фигуры (Птицелов, Флоренция, Нац. музей Барджелло) соседствуют у него с изысканной красотой облика, стремительностью и плавностью парения летящего Меркурия (1580, Флоренция, Нац. музей Барджелло, авторская реплика — Вена, Музей истории искусства), холодная утонченность Победителя (1567, Флоренция, Нац. музей Барджелло) с эффектностью и пафосом Похищения сабинянок (1580—1583, Флоренция, Пьяцца делла Синьория, лоджия деи Ланци) — скульптурной группы, оказавшей заметное влияние на мастеров барокко. С именем Джованни да Болонья связаны также конные статуи герцогов Козимо I (1587—1594, Флоренция, Пьяцца делла Синьория) и Фердинандо I (1608, Флоренция, площадь Сантиссима Аннунциата).

Лит.: Смирнова И. А. Искусство маньеризма // Всеобщая история искусства. М., 1962. Т. III. С. 240—241; Pope-Hennesy J. Italian High Renaissance and Baroque Sculpture. Greenwich; Milano, 1963.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me