Де Ниттис, Джузеппе

(De Nittis, Giuseppe)

1846, Барлетта — 1884, Сен-Жермен-ан-Лё.

Итальянский живописец неаполитанской школы. Окончил в 1861 Королевский институт изящных искусств в Неаполе; испытал влияние Ф. Палицци и Д. Морелли. Сблизился с группой флорентийских мастеров "Школа маккьяйоли" в середине 1860-х, принимал участие в их выставках. Работал в окрестностях Неаполя (в Портичи, Резине), где писал небольшие картины в манере "маккьяйоли" — пятнами чистых цветов на пленэре. Вместе с неаполитанцами М. Де Грегорио и Ф. Россано, флорентийцем А. Чечони создал группу "Школа Резина" (шутливое название — "Республика Портичи", так как ее участники не признавали академических авторитетов), выступал против метода профессора кафедры живописи Академии художеств Неаполя Г. Смарджасси. В 1868 вместе с Дж. Больдини, Ф. Дзандоменеги уехал в Париж, где провел остаток жизни, снискав признание. В Париже выставлялся вместе с импрессионистами, писал картины, близкие по тематике их работам, но в стиле "маккьяйоли" (Снегопад, Дилижанс во время дождя, Улица Бриндизи, все — Рим, Нац. галерея современного искусства). Работал преимущественно в технике пастели (Автопортрет, ок. 1881—1883, Барлетта, собрание Де Ниттис), особенно после 1870. Французская критика постоянно сравнивала его с Дж. Больдини, отмечая национальное своеобразие работ Де Ниттиса; он был назван "живописцем элегантной жизни" за пристрастие к изображению сцен из жизни высшего света: прогулок, скачек, встреч и бесед в кафе, театре, на светских раутах, портретов знатных особ. Большой триптих Скачки в Отейё (1881, Рим, Нац. галерея современного искусства) приобрел монументальный характер благодаря тому, что холсты вертикального формата уподоблены панно. Изображенные на них всадники и наблюдающие за ними зрители переданы очень живо, что создает впечатление трех последовательно связанных между собой кинокадров. Писал также бытовые сцены (Визит к антиквару, 1869, Неаполь, частное собрание) и "костюмированные" исторические полотна (Концерт в саду во времена Людовика XV, частное собрание) в духе Э. Мейсонье и М. Фортуни. Выставлял эти работы в галерее парижского маршана Гупиля. Де Ниттис скончался во Франции в довольно молодом возрасте.

Лит.: De Logu G. Pittura italiana dell’Ottocento. Bergamo, 1955; La pittura in Italia: L’Ottocento / A cura di E. Castelnuovo. Milano, 1991.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me