Деркович, Дьюла

(Derkovits, Gyula)

1894, Сомбатхей — 1934, Будапешт.

Венгерский живописец и график. Родился в многодетной и малообеспеченной семье столяра. С детства вынужден был заниматься тем же ремеслом вопреки страстной любви к рисованию. Участвовал в Первой мировой войне, откуда вернулся инвалидом. В 1916 получил возможность посещать вечерние художественные классы в Будапеште, продолжая работать столяром. В 1918 занимался в вечерней Художественной школе К. Кернштока, продолжив эти занятия летом 1919, в период Венгерской советской республики, в загородной художественной колонии. Член компартии Венгрии с 1918. В 1923— 1925 жил в Вене, покинув родину из-за тяжелого материального положения и политических гонений. В 1926 вернулся в Венгрию, жил в Будапеште. За сравнительно короткую 15-летнюю творческую деятельность Деркович прошел весьма интенсивный путь развития, освоив уроки европейских художественных течений и выработав собственный стиль. В самом начале 1920-х в его картинах, изображающих обычно группы людей, подчас обнаженных, работающих либо отдыхающих на природе, ощущается воздействие Сезанна и отчасти кубизма (Под большим деревом, 1922, Будапешт, Венгерская нац. галерея). В произведениях венского периода усиливается влияние экспрессионизма. Соответственно меняется и тематика картин, в которых преобладают мотивы смерти (Оплакивание, 1924, Будапешт, Венгерская нац. галерея). По возвращении на родину экспрессионистические черты становятся определяющими, композиция динамизируется, основные сюжеты — жизнь простых людей, их горести и беды (Беженцы, 1926; Улица, 1927, обе — Будапешт, Венгерская нац. галерея). В это время вырабатываются характерные приемы мастера: необычная точка зрения, кадрирование композиции, драматизм образов, доходящий порой до остроты гротеска. Помимо живописи художник обращается в этот период и к гравюре. В 1928—1929 исполнена серия из 11 ксилографий 1514 год, посвященная жестоко подавленному крестьянскому восстанию в Венгрии. Изображения полны эмоционального накала, проникнуты бурной экспрессией и динамикой. Контрасты черного и белого, ритмические повторы фигур и линий передают неистовый порыв восставших, их несломленную волю и драматический финал. Трагические события воспроизведены в картине Террор (1930, Будапешт, Венгерская нац. галерея). В смело кадрированной композиции с точкой зрения сверху, направленной на булыжную мостовую, сопоставлены немногие "говорящие" детали: голова убитого и рядом тяжелые жандармские сапоги и ружейный приклад. В 1930-е, несмотря на постоянные лишения и болезни, Деркович не теряет оптимизма. Появляются картины, полные светлого лиризма, веры в человека. Лучшие работы отличаются многоплановостью образного и эмоционального решения, умением через эпизод показать сложные человеческие взаимоотношения. Такова картина Судебная повестка (1930, Будапешт, Венгерская нац. галерея). Здесь показана и тяжкая нужда героев — самого художника и его жены, и глубина связывающего их чувства. Пейзажный фон полотна позволяет ощутить радостное цветение окружающей природы, ее постоянное обновление. В дальнейших произведениях Дерковича экспрессия рисунка, острая характерность фигур сочетаются с их своеобразной монументализацией. Колорит, ранее подчас жесткий и суровый, высветляется. Преобладают тонкие нюансы серебристых, палевых, голубоватых, терракотовых тонов. В картине Поколения (1932, Будапешт, Венгерская нац. галерея) художник вводит в композицию изображение зеркала и отражения в нем. На первом плане сам мастер, в зеркале видны младенец с матерью, а за ними — висящий на стене портрет Карла Маркса. До последних дней Деркович продолжал воспевать простых людей — строителей и рабочих, жителей городских окраин, матерей с детьми. В его картинах и рисунках они трудятся (Строители моста, 1932; Кузнец, 1934, оба — Будапешт, Венгерская нац. галерея), воспитывают детей, стремятся защитить их от невзгод (Мост зимой, 1933, Будапешт, Венгерская нац. галерея). Именно эти люди поддерживали оптимизм художника с такой трудной судьбой. В период между двумя войнами Деркович стал одним из самых глубоких и содержательных венгерских мастеров. Его активное, страстное искусство оказало значительное воздействие на последующее поколение живописцев Венгрии.

Лит.: Погань Г. Э. Деркович. Будапешт, 1960; Деркович Дьюла, Деши Иштван Хубер: Каталог выставки. М., 1980; Derkovits Gyulane. Mi ketten. Emlekezes Derkovits Gyulara. Budapest, 1954; Korner Eva. Derkovits Gyula. Budapest, 1968; Derkovits Gyula. Emlekkiallitasa. Budapest, 1979.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me