Дени, Морис

(Denis, Maurice)

1870, Гранвиль — 1943, Сен-Жермен-ан-Ле.

Французский живописец, график, теоретик искусства. Получил степень бакалавра философии после окончания лицея Кондорсе. Учился в Академии Жюлиана (1887), в Школе изящных искусств в Париже (1888). Испытал влияние Гогена, участник объединения символистской ориентации "Наби" (пророки — древнеевр., 1889). Искусство, по идее Дени, призвано изобразительными средствами воплощать некие высшие, непознаваемые истины, утверждать вечные христианские ценности: Шествие на Голгофу (1889, Париж, музей Орсе). Дени, однако, отходит от традиционного решения, обобщая и стилизуя формы, работая цветовым пятном. Увлекается мастерами Раннего Возрождения, особенно фра Анджелико. Дени полагал, что в обыденных сюжетах надо уметь прозревать вечное, ибо предметы и явления — это лишь знаки, иероглифы, доносящие вести иных сфер. В изображении женщины с ребенком — Туалет ребенка (1899, Париж, частное собрание) — художник стремится воплотить вечную тему материнства. Мягкий, рассеянный свет, высветленный колорит, спокойная грация движений создают ощущение просветленного покоя, духовной чистоты и ясности, превращая домашнюю сценку в некое возвышенное видение. Предметы, фигуры, элементы пейзажа наделяются особым символическим смыслом: песчаная дорога, петляющая замысловатой арабеской, — метафора жизненного пути; изящные аппликации белых платьев женщин, собирающих цветы, — воплощение деятельной жизни и радости бытия; голубая лента реки, уходящей к горизонту, — символ неведомого будущего и т. д. (Апрель, 1892, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Реальные формы, уподобляющиеся завиткам орнамента, "распластанные" на плоскости объемы, изысканное и несколько условное цветовое решение превращают картину в декоративный гобелен; эти особенности сближают творчество Дени с искусством ар нуво (модерном). Декоративный дар мастера проявился в его многочисленных монументальных работах: панно для дома Лероля (1892, Сен-Жермен-ан-Ле, частное собрание), росписи капеллы Сен Круа в Везине (1898), История Психеи, панно для особняка И. А. Морозова в Москве (1908, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), росписи Театра Елисейских Полей в Париже (1913) и др. В своей творческой деятельности Дени был связан с крупнейшими представителями символизма, иллюстрируя произведения П. Верлена, С. Малларме, П. Клоделя, оформляя спектакли М. Метерлинка и др. Выступал как художественный критик и теоретик: Определение неотрадиционализма, 1890; Теория от символизма и Гогена к новой классике (1912), История религиозного искусства (1939) и др. Посетил Италию (1895, 1897—1898, 1907, 1921), Испанию (1921), Германию (1907), Россию (1909), Африку (1921), США и Канаду (1927— 1928), Палестину и Грецию (кон. 1920-х). Произведения: Бостонские женщины (1890), Музы (1893), В честь Сезанна (1900), Рай (1912), Благовещение (1913, все — Париж, музей Орсе).

Лит.: Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994; Denis M. Nouvelles Theories sur l’art moderne et l’art sacre. Paris, 1922; Jamot P. Maurice Denis. Paris, 1945.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me