Дель Эра, Джованни Баттиста

(Dell’Era, Giovanni Battista)

1765, Тревильо — 1798, Венеция.

Итальянский живописец, рисовальщик, гравер, сценограф. В течение трех лет учился в Бергамо у венецианского живописца Ф. Капелла; в 1781 — в миланской Академии Брера у Дж. Альбертолли, Дж. Трабалези и Дж. Франки. По рекомендации последнего в 1783 работал в Бондо ди Валь Брегалья (Швейцария) учителем рисунка в доме губернатора и капитана П. де Салис. При финансовой поддержке своего покровителя смог в 1785 осуществить поездку в Рим, где сблизился с кругом северных мастеров, бывавших в доме А. Кауфман, которая оказывала ему протекцию. По приглашению Серу д’Ажинкура выполнил рисунки с произведений итальянских примитивов для издания Истории искусства в памятниках (вместе с У. Янг Оттли, Х. де Супервилем и др.). Они исполнены в линейной манере Дж. Флаксмена, оказавшего влияние на всех этих мастеров. В графических работах Дель Эры также проявилось влияние Ф. Джани (Композиция в античном духе, Тревизо, Гор. музей) и И. Г. Фюсли (акварель Борцы, Тревильо, Гор. библиотека; и рисунок пером и бистром Троянский конь, Милан, Кастелло Сфорцеско). Подобно Фюсли Дель Эра увлекался скульптурой Микеланджело, и мужские фигуры в его рисунках схожи с образами великого скульптора. В 1790—1796, возможно, посещал "Академию размышляющих" Джани, так как в нее входили многие мастера из его окружения. В традиции лирических, полных сентиментальной грации произведений Кауфман исполнен рисунок пером и кистью бистром Идиллия (Милан, Кастелло Сфорцеско) с изображением сидящих влюбленных. Особый колорит Вечного города рубежа веков, когда в его искусстве уживались и старые неоклассические, и новые романтические тенденции, передает известный рисунок Дель Эры Туристы у гробницы Цестия (Тревильо, Гор. библиотека). Глядя на этот надгробный монумент, повествующий о славном прошлом и уже мало что значащий для потомков, автор словно пытается вновь заставить задуматься об устоявшемся в неоклассицистической эстетике представлении о вечной памяти, заставить пересмотреть его с точки зрения романтической оценки бренности жизни. К сожалению, многие произведения Дж. Б. Дель Эры не сохранились. Известные нам росписи ниши капеллы дель Розарио в церкви Сан Мартино в Альцано Ломбардо около Бергамо (фреска Эстер и Ассур, 1795) и алтарный образ с изображением Девы Марии (Флоренция, галерея Уффици) для церкви в Ареццо характеризуют его манеру как близкую линии лирического неоклассицизма А. Кауфман и А. Кановы. Два сохранившихся станковых полотна — Гекуба у трупа одного из сыновей (частное собрание) и Афинский царь Эгей узнает своего сына Тесея (1786, Болонья, Галерея современного искусства) — свидетельствуют о неудачной попытке героизировать античные сюжеты в духе неоклассицизма Ж. Л. Давида. Дель Эра писал портреты в манере П. Батони, изображая знатных заказчиков на фоне известных римских памятников. Полотно Групповой портрет в саду (1787—1788, частное собрание) выполнено в традиции сцен собеседования, популярных в европейском искусстве с начала XVIII в. Среди расположившихся на пленэре в Кампанье портретируемых изображены, возможно, Гёте (справа), А. Кауфман (сидит в центре) и сам художник. Пейзаж с Альбанскими холмами справа напоминает парк виллы Альбани во Фраскати. Дж. Б. Дель Эра был хорошо известен в художественных кругах. Ему покровительствовал кардинал Франческо Каррара (его портрет кисти Дель Эры хранится в Гор. галерее Бергамо, 1786). В 1795 по протекции И. Ф. Рейффенштейна, агента Екатерины II, бывавшего в доме А. Кауфман, художнику было поручено украшение апартаментов дворца в Царском Селе. Известно, что через Рейффенштейна он переправил туда пять маленьких картин. Интерес к Дель Эра возник у русского агента еще и потому, что живописец помогал в Риме К. Унтербергеру в работе по изготовлению копий с росписей ватиканских Лоджий Рафаэля, так как хорошо владел техникой энкаустики. В Риме, на улице Анджело Кустоде около фонтана Треви, в квартале, где жили иностранные мастера, Дель Эра открыл мастерскую по обучению технике энкаустики. Постоянные заказы Дель Эра получал и из Флоренции от Луиджи Сириеса, возглавлявшего мастерские по изготовлению мозаик ("Pietre dure"). С 1789 он был членом флорентийской Академии художеств, имел заказы на исполнение копий с работ старых мастеров для великого герцога Тосканы. Из всех этих, может быть, пока не очень полных биографических сведений о художнике можно составить представление о нем как о мастере, наиболее ярко выразившем художественные тенденции своего времени.

Лит.: Nicodemi G. La pittura milanese nell’eta neoclassica. Milano, 1915; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960; Ottino della Chiesa A. L’arte moderna dal neoclassicismo agli ultimi decenni. Milano, 1968.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me