Декан, Александр Габриель

(Decamps, Alexandre Gabriel)

1803, Париж — 1860, Фонтенбло.

Французский живописец и график, близок к романтизму. Несколько месяцев учился у А. де Пюжоля, затем предпочел работать самостоятельно. Молодой художник с увлечением рисует на улицах жанровые сценки, метко подмечает характерные позы, движения, забавные ситуации, находит живописный типаж. Охотно копирует в Лувре. Его сатирические рисунки печатаются в Фигаро, Шаривари (1830—1831). В 1824 побывал в Швейцарии, в 1827 — в Турции, Италии. Поездка в Турцию сыграла важную роль в его художественной карьере. Прожив около года в предместьях Смирны, Декан собрал большой материал: сотни рисунков, набросков, этюдов в цвете — все это стало важным подспорьем в будущей работе. Его имя приобрело известность после Салона 1831, на котором он выставил свои произведения, навеянные впечатлениями от поездок (Турецкий патруль, 1831; Выход детей из турецкой школы, 1842, оба — Лондон, собрание Уоллес). Декан — постоянный участник Салонов: Нищий, подсчитывающий подаяние, Бегство кимвров, Обезьяна-живописец (все — 1833, Париж, Лувр), Турецкий караул (1834), Турецкая школа (1846, оба — Шантийи, Музей Конде), Охота в горах, Охотники на уток (оба — 1843, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Нищие (1845, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Умение живо и ярко передать местный колорит, характерный для эпохи интерес к Востоку способствовали успеху картин Декана. В поздний период художник поселяется в окрестностях Фонтенбло, пишет пейзажи с натуры, нередко оживляя их фигурками людей, сценами охоты.

Лит.: Moreau A. Decamps et son ?uvre. Paris, 1869; Colombier P. Decamps. Paris, 1928; Mosby D. E. Alexandre-Gabriel Decamps, 1803—1860. New York, 1977.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Декан, Александр Габриель — Декан (Decamps), Александр Габриель (1803—1860), французский живописец и график. Полные живых наблюдений, естественные по композиции сцены («Турецкий патруль», 1831), картины на исторические, литературные, библейские темы, близкие к романтизму. Большая биографическая энциклопедия