Гус, Хуго ван дер

(van der Goes, Hugo)

Ок. 1440, Гент (?) — 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя.

Нидерландский живописец. О начальном этапе его творчества сведений не сохранилось. С 1465 работал в Генте, в 1467 стал мастером гильдии живописцев, в 1474 — ее деканом. В 1476 удалился в монастырь, живя там как светское лицо. Ок. 1481 посетил Кёльн. В последние годы был подвержен приступам душевной депрессии. Писал главным образом алтарные композиции, но также занимался декоративной живописью: в 1468 принимал участие в праздничном украшении Брюгге, а в 1471—1472 — Гента. Произведения Гуса не подписаны и не датированы. Его достаточно короткий творческий путь представлен небольшим количеством картин, но каждая из них отмечена чертами яркой индивидуальности художника, его стремлением по-новому раскрыть традиционные темы. Примерно к 1470 относится редкий по своему составу диптих (Вена, Музей истории искусства): на левой его створке представлено Грехопадение, на правой — Оплакивание Христа, т. е. показаны главные вехи жизненного пути человечества — от первородного греха до искупительной жертвы Бога-Сына. Сцены резко контрастируют друг с другом как символы плоти и духа, и этот контраст подчеркивает общий религиозно-назидательный смысл диптиха. Слева, среди сочной зелени райского сада, возле усыпанного плодами Древа познания добра и зла — Адам и Ева; здесь же соблазнитель-змий — несколько наивно трактованная фигурка в виде большой ящерицы с человеческим лицом. Справа, на голом каменистом склоне Голгофы, вокруг израненного тела Христа — группа оплакивающих; они являют все оттенки переживаемого горя: от открытого всплеска отчаяния до безмолвного затаенного страдания; мрачное грозовое небо с одиноким крестом на его фоне завершает сцену. Самое знаменитое произведение Гуса — монументальный Алтарь Портинари (1474—1478, Флоренция, галерея Уффици), созданный по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари, представителя банка Медичи в Брюгге. Это триптих с боковыми створками, центральная часть которого изображает Поклонение младенцу Христу. Художник вновь отступает здесь от принятой иконографии: в центре открытой площадки лежит божественный младенец, за ним представлена коленопреклоненная грустная Мария, слева — Иосиф, вокруг, также на коленях, изящные фигурки маленьких ангелов. Рядом с лирическим благочестием этой сцены особенно выразительно выглядит группа пастухов справа: они воспринимаются как пришельцы из другого, плотского мира. В их благоговейном лицезрении родившегося Христа явлено чудо духовного преображения грубых простых людей. Преображение это происходит постепенно: на скуластом, со вздернутым носом и открытым ртом лице заднего пастуха не ощущается ничего, кроме любопытства; находящийся перед ним уже понимает, что свершилось нечто необычайное, он опускается на колени, в лице его уже виден отблеск божественной тайны, но особенно выразителен передний пастух: он стоит на коленях, молитвенно сложив руки, и лицо его чудесно просветлено выражением радостной умиленности, нежности и надежды. На внутренних створках изображены святые покровители заказчика и его семьи, равно как и само его семейство. Особенно трогательны и привлекательны портреты детей — двух мальчиков и девочки; столь лиричное и правдивое изображение детской натуры появляется впервые в нидерландском искусстве. Алтарь, исполненный в Нидерландах, был затем привезен во Флоренцию. К теме поклонения пастухов художник обращался и позже (Берлин, Гос. музеи). Своеобразие последней композиции в том, что она показана в виде сценического представления. По краям картины необычно длинного формата изображены полуфигуры пророков, раздергивающих занавес, за которым и возникает сцена поклонения. Группа возле Младенца скомпонована более плотно. Подбегающие слева два пастуха изображены в резком движении, их благочестиво-изумленные переживания близки тем, что владели пастухами предшествующей картины. Самое позднее произведение мастера — исполненное незадолго до смерти Успение Девы Марии (ок. 1480, Брюгге, Гор. художественная галерея). Оно свидетельствует о нарастании в творчестве мастера черт острого драматизма. Собравшиеся вокруг постели усопшей апостолы полны скорби, отчаяния и тоски. Чувства и переживания людей проявляются тут еще более многообразно, чем в раннем Оплакивании Христа. Холодный колорит строится на оттенках синего, голубого и серого. Из документальных источников известно, что Гус писал и портреты, хотя ни одного произведения собственно портретного жанра до нас не дошло. О тонком проникновении в человеческую натуру свидетельствуют уже упомянутые портреты заказчиков Алтаря Портинари. Известно портретное изображение молодого мужчины с молитвенно сложенными руками (ок. 1475, Нью-Йорк, музей Метрополитен), которое считается створкой несохранившегося алтаря; образ впечатляет душевной взволнованностью, в нем ощущается незаурядность личности, глубина индивидуального религиозного чувства. Если в творчестве некоторых предшественников и современников Гуса (Кристус, Баутс) сильнее проявлялось тяготение к обмирщению религиозных сцен, то сам он всю мощь своего дарования направил на раскрытие духовного начала в человеке как одной из основных побудительных сил развития жизни.

Лит.: Denis V. Hugo van der Goes. Berlin, 1964; Domscheit M. Hugo van der Goes. Dresden, 1976.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гус, Хуго ван дер — Гус (Goes), Хуго ван дер (между 1435 и 1440—1482), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Смело и оригинально развивал традиции живописи братьев ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена. Большая биографическая энциклопедия