Гужон, Жан

(Goujon, Jean)

Ок. 1510, Руан — 1564/1568, Болонья (?).

Французский скульптор, архитектор, график, теоретик. Творчество Гужона, как и его современников — писателя Франсуа Рабле, поэта Пьера Ронсара, — знаменовало собой эпоху расцвета Ренессанса во Франции. Сведений о жизни Гужона сохранилось немного. Первые упоминания о нем найдены в архивах Руана за 1541, где он назван городским архитектором и скульптором. Предполагают, что он побывал в Италии, посетил Рим, испытал влияние итальянского зодчего Себастьяна Серлио, приехавшего в 1541 во Францию. Ранние произведения мастера связаны с Руаном. Считается, что он мог участвовать в работе над капеллой Сен-Ромен, надгробием сенешала Луи де Брезе — мужа фаворитки короля Дианы де Пуатье (ок. 1535/1544, Руан, собор). Это величественная гробница с конной статуей сенешала, фигурами кариатид, коринфскими колоннами, гирляндами в духе Ренессанса. В 1544 Гужон в Париже. Документально подтверждена его работа в парижской церкви Сен-Жермен л’Оксерруа, для которой он выполнил большой рельеф Оплакивание Христа и четыре рельефа с изображениями евангелистов (1544—1545, Париж, Лувр). В 1547—1549 Гужон с архитектором Пьером Леско участвует в праздничном оформлении города по случаю торжественного въезда короля Генриха II в Париж в 1549. Так родилось одно из самых пленительных творений французского Ренессанса — Фонтан невинных. Тема декора фонтана — образ водной стихии, его украшали рельефы с резвящимися нереидами, тритонами, прекрасными нимфами источников. Ваятель с подлинным мастерством решает трудную композиционную задачу, размещая фигуры в узком, вытянутом пространстве. Поражают свобода и естественность поз, изысканная грация движений, обаяние образов. Гужон воскрешает в этих рельефах дух эллинского искусства, проникнутого идеей метаморфозы, единства природы и человека. Древние греки обожествляли природу, наделяли все сущее живой душой. В журчании воды, в шорохе камыша, в грохоте горных обвалов, в шелесте листьев они улавливали присутствие одушевленного существа: прозрачный чистый ручей в их представлении некогда мог быть прекрасной девушкой, в игре морских волн им виделись зеленокудрые нереиды, в каждом дереве обитала дриада. Отсюда одухотворенность и человечность античного искусства: в нем угадан ритм, биение великого чуда вселенной — жизни. Отсюда мудрое и бережное отношение к миру природы. Гужон не подражает мастерам античности, а следует по их пути в интерпретации образа природы. В гибких телах нимф, в музыке ритмов, в мерцающем трепете складок одежд, в струящихся прядях волос художник воплощает как бы душу быстрых прозрачных ручьев, водопадов, вольно текущих рек. Хотя нимфы на рельефах Фонтана невинных композиционно составляют некое единство, каждая из них подчинена собственному мелодическому строю, музыкальному темпу. Поза нимфы, стоящей в центре, спокойна, тонко разработанные складки туники мягко обтекают тело, струясь в одном направлении; рисунок линий исполнен гармонии, вызывая ассоциацию с тихоструйными ясными водами, едва тронутыми рябью от легкого дуновения ветра. Переходя от рельефа к рельефу, мы замечаем, как словно от усиливающегося на воде волнения преображается пластическое решение: одежда ложится все более глубокими, крупными складками, линии становятся экспрессивнее, позы динамичнее и сложнее, убыстряется ритм и темп движений. Туники завязываются в орнаментальные узлы, покрывала развеваются, словно взметенные ветром. Но лица, в соответствии с законами классического искусства, остаются спокойно-задумчивыми, лишь порой их словно осеняет тень элегической грусти. В 1787 фонтан подвергся реконструкции, его перенесли в центр Рынка невинных. В связи с изменением архитектурного решения к пяти нимфам Гужона были добавлены еще три рельефа скульптора О. Пажу. С начала XIX в. подлинники скульптурного декора Фонтана невинных хранятся в Лувре, а на их месте установлены копии. Судя по королевским счетам, с 1544 по 1562 Гужон трудился над украшением многих прославленных памятников XVI в. Как полагают, ему и его мастерской принадлежит скульптурное убранство отеля Линьери (ок. 1545, Париж, музей Карнавале), замка Экуан и др. Но самый значительный вклад в украшение города связан с работой Гужона (совместно с П. Леско) над строительством нового здания Лувра (ок. 1548—1562) — одного из самых совершенных творений французского Ренессанса. Зрелость стиля проявилась здесь в гармоническом содружестве ваяния и зодчества. Гужон принимал участие в разработке архитектурного проекта, поэтому скульптура органически срастается с плотью архитектуры, придавая прославленному дворцу особую одухотворенную красоту и пластическую выразительность форм. Декор западного (со стороны двора) фасада Лувра подчинен определенной программе, смысл которой в утверждении идеи государственности и мудрого правления. Однако идеология не вступает в противоборство с эстетикой — скульптуры Гужона исполнены полнокровной красоты и гармонии. Фигуры прекрасных гениев поддерживают герб с эмблемой Генриха II, мощный Нептун — бог морских глубин — олицетворяет власть над морями, величественная Церера — плодородие и изобилие, Архимед и Эвклид символизируют покровительство науке, столь же выразительны аллегории Истории, Победы, Славы, Мира и т. д. В интерьере дворца Гужону принадлежит Трибуна кариатид, очевидно, навеянная знаменитым Портиком кариатид афинского храма Эрехтейон (который скульптор мог знать по гравюрам). Статуи кариатид отличают особая стройность, ясная строгость и чистота форм, предвещающие поиски мастеров классицизма следующего столетия. Лестницу Генриха II (1556) украшают божества охоты, лесов: Диана, Фавн, а также великолепно вылепленные изображения оленей, собак и т. д. Многие работы мастера не дошли до нас: так, в 1871 погибли во время пожара Аллегории Двенадцати месяцев с Парижской ратуши (ок. 1540— 1550-x). Гужон был эрудированным и образованным художником. Ему принадлежат комментарии и иллюстрации к трудам Витрувия (гравюры на дереве по рисункам Гужона). После 1562 имя мастера исчезает из королевских счетов. Полагают, что он покинул Францию из-за начавшихся гонений на протестантов и умер между 1564 и 1568, предположительно в Болонье. В творчестве Гужона нашли воплощение идеалы его эпохи, в нем органически сливается наследие античной классики, итальянского Ренессанса с традициями богатой пластической культуры Франции.

Лит.: Кулаков В. А. О творчестве Жана Гужона и некоторых проблемах французского Ренессанса // Советское искусствознание 80. M., 1981. Вып. 2. С. 37—63; Кулаков В. А. О поэтике Гужона //Искусство. 1984. № 4. С. 61—68; Colombier P. du. Jean Goujon. Paris, 1949.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me