Громер, Марсель

(Gromaire, Marcel)

1892, Нуайель-сюр-Самбр — 1971, Париж.

Французский живописец. Получив образование юриста, учился затем в парижских художественных академиях Коларосси, Рансона, "Ля Палет" (у Ле Фонконье). Перед началом Первой мировой войны посетил Нидерланды, Бельгию, Германию, Великобританию. Стиль Громера сложился под воздействием экспрессионизма и "наивного" искусства. Его характерные особенности: плотное заполнение пространства массивными, словно высеченными из камня фигурами; преобладание глухих сероватых тонов, жестко чеканящих, шлифующих объемы (Война, 1925, Париж, Пти-Пале; Линии руки, 1935; Лес, 1937; Бродяга, 1939, все — Париж, Нац. музей современного искусства). В искусстве Громера, отвергавшего приписываемую ему принадлежность к экспрессионизму, властвует неодолимая мощь материи, реальность внешнего мира. В урбанистических пейзажах (виды Нью-Йорка и Парижа), наполненных вибрациями тонких линий и прозрачных цветов, проявилось лирическое начало. В 1937 Громер выполнил фриз для павильона Севра на Всемирной выставке в Париже. Начавшееся вслед за этим сотрудничество с Ж. Люрса в работе над шпалерами способствовало возрождению старинного художественного производства Обюссона. В 1950—1960-х преподавал в Высшей школе декоративных искусств в Париже. Известен также своими графическими работами (рисунками и иллюстративными циклами в технике офорта).

Лит.: Gromaire F. Marcel Gromaire. Paris, 1949; Zahar M. Gromaire. Geneve, 1961.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me