Гилрей, Джеймс

(Gillray, James)

1757, Лондон — 1815, Лондон.

Английский график, гравер, крупнейший мастер политической карикатуры. Работал главным образом в технике офорта, подцвечивая акварелью готовые отпечатки. Начал свою карьеру как гравировщик заголовков на листах почтовой бумаги. Затем некоторое время путешествовал с труппой странствующих актеров. Позже посещал классы Королевской академии художеств, где учился у граверов У. Райленда и Ф. Бартолоцци. Прежде чем обратиться к карикатуре, некоторое время занимался книжной иллюстрацией. С 1780-х работал в сатирической графике. Гилрей является одним из тех мастеров XVIII в., благодаря которым карикатура обрела статус самостоятельного вида искусства. Сатира и юмор как орудие для искоренения общественных пороков, человеческой глупости и мелких слабостей, как средство воспитания особенно ярко проявились в английской литературе и искусстве, став частью национального характера жителей Британских островов. Обладавший мощным публицистическим даром, Гилрей работал, главным образом, в жанре политической карикатуры. В его произведениях общесоциальная направленность Хогарта, бичевавшего пороки общества, и мягкий юмор Роулендсена сменяются острой персонифицированной сатирой, направленной против конкретных государственных и общественных деятелей. Его карикатуры были веским аргументом в политических спорах. Со всем своим темпераментом и изощренной фантазией художник обрушивался на членов партии вигов и тори, клеймил всемогущего премьер-министра У. Питта, изображая его то ядовитой поганкой, то ястребом, то ведьмой. Был безжалостен к королю и членам его семьи: король у него — идиот и скряга, королева — старая жадная карга, принцы — пьяницы, игроки и развратники. Первоначально сочувственно относясь к Великой французской революции, он стал ярым ненавистником Наполеона Бонапарта. В его листах "маленький Бонни", самовлюбленный и подлый, начиненный всеми человеческими пороками, тщетно пытается выглядеть величественным, принимая героические позы. Манере Гилрея присуща особая заостренность формы, шаржированность приобретает у него черты зловещего гротеска. Богатство его воображения можно сравнить только с Фюсли. Захваченный пафосом обличения мастер не стеснялся быть вульгарным и грубым порой до непристойности, но всегда в его карикатурах и пародиях проявлялась острота ума. Феерическая выдумка и изобретательность сочетаются в них с поразительным мастерством в передаче портретного сходства персонажей с реальными прототипами. Будучи блестящим рисовальщиком, он виртуозно владел линией, с помощью которой создавал впечатление то тяжеловесных, то колючих, порой утонченно изысканных форм. Иногда изображение дополнялось подписями. Обычно это были фразы, которыми обмениваются герои. Успех художника у современников был ошеломляющим. Вся Европа смеялась над карикатурами Гилрея, посвященными Наполеону. Один французский эмигрант писал, что пока на континенте сражаются с корсиканским бандитом, в Лондоне бьются за то, чтобы оказаться первыми в магазине Акерманна и увидеть новые карикатуры Гилрея. При этом энтузиазм царил неописуемый, настоящее сумасшествие. Однако в 1811 собственная карьера мастера была прервана душевным заболеванием. Гилрей был необычайно плодовит, оставив после себя около 1 500 карикатур. Наиболее известные листы: Новый способ платить национальные долги (1786), Чудовищные обжоры (1787), Утомительность фландрской кампании (1793), Зонтики. Мода 1795, Король Бродингнега и Гулливер (1803—1804), Национальная Ассамблея (1804), Очень скользко (1808).

Лит.: Hill, D. Mr. Gillray the Caricaturist. London, 1965.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me