Герхарт, Николаус

(Gerhaert, Nicolaus)

Ок. 1430, Лейден (?) — 1473, Винер-Нёйштадт.

Немецкий скульптор поздней готики и начального этапа Возрождения. Основываясь на его подписи на одном из произведений, полагают, что Герхарт родился в Лейдене (Нидерланды). Первое упоминание о нем в документах относится к 1462, когда Герхарт работал в Трире. В 1463—1467 он в Страсбурге, а с 1467, по приглашению императора Фридриха III, в Вене и Винер-Нёйштадте. За немногим более чем 10-летний период творческой деятельности Герхарт проявил себя как оригинальный скульптор, в произведениях которого обнаруживаются новаторские черты, сближающие его искусство с живописью нидерландских художников Раннего Возрождения. Основным материалом скульптора был камень (единственный известный из источников деревянный резной алтарь Констанцского собора не сохранился). Каждая из немногочисленных дошедших до нас скульптурных работ Герхарта демонстрирует поиски новых самостоятельных решений в избранном жанре. Самое раннее произведение — Надгробие архиепископа Я. фон Зирка (1462, Трир, епархиальный музей). По своему построению оно традиционно: саркофаг с фигурой покойного на крышке. Однако в отличие от других надгробий того времени архиепископ изображен с открытыми глазами, т. е. живым. Молитвенно сложив руки на груди, он пристально вглядывается во что-то. Мягко проработанное лицо явно портретно. Фигура представлена возлежащей, но складки одеяния располагаются так, как если бы она стояла. При этом мастер отказывается от свойственной готическим статуям самодовлеющей игры складок одежды. Плотная ткань облачения ниспадает вниз, подчиняясь собственной тяжести. Своеобразна Эпитафия канонику К. фон Бузнангу (1464, Страсбург, собор). По назначению это также мемориальное произведение: на достаточно большой каменной плите (1,5 ? 1,08 м) высечено рельефное изображение каноника и Девы Марии с Младенцем. Композиция и трактовка персонажей заставляет вспомнить произведения нидерландских живописцев XV в., в частности, Яна ван Эйка. Это как бы картина, исполненная в рельефе. Трехчетвертной поворот фигур, обращенных друг к другу, движение Младенца, раскинувшего руки навстречу канонику, — все это создает ощущение духовного единения изображенных. Образ каноника убедителен и явно портретен. Яркая характерность свойственна скульптурному оформлению портала одного из зданий магистрата Страсбурга, сохранившемуся лишь во фрагментах (1463—1464, Страсбург, Музей собора; Франкфурт-на-Майне, музей Либигхауз). Дошедшие в слепках полуфигуры старика и молодой женщины считаются изображениями пророка и сивиллы. Судя по позам этих фигур и старинным описаниям, они как бы выглядывают из окна. Сохранившиеся лишь частично подлинники (одни головы) и в таком неполном виде настолько жизненны и выразительны, что еще в давние времена возникла легенда о портретном изображении здесь двух реально существовавших людей — одного из страсбургских правителей и его возлюбленной. Бородатый старец в чалме с хитрым пронизывающим взглядом и по соседству молодая красавица с потупленным взором и лукавой улыбкой — эти два образа выявляют силу дарования мастера, умеющего показать разнообразие человеческих характеров. Талант его сказывается и в мастерстве обработки камня: скульптор передает морщинистую грубую кожу старика и нежную гладь круглящихся щек женщины, ее подбородок с ямочкой. Скульптурой этого же портала исследователи считают предполагаемый Автопортрет (1463, Страсбург, Музей собора). Сугубо индивидуальные поза и жест, а также своеобразное выражение лица делают это предположение вполне оправданным. Склоненная голова, сжимаемый ладонью подбородок, полуприкрытые глаза создают ощущение творческих размышлений мастера. Последнее произведение скульптора — Надгробие императора Фридриха III — не было завершено (после 1467, Вена, собор Св. Стефана). Он успел исполнить только портретную статую императора, традиционно возлежащую на плите саркофага, — решение, в принципе близкое первому надгробному памятнику мастера, отличающееся лишь большей пышностью, что было вызвано пожеланием заказчика. Смерть прервала творческую деятельность Герхарта в пору расцвета его искусства. Но и то, что он успел сделать за короткий отрезок времени, который отвела ему судьба, позволяет высоко оценить достижения скульптора.

Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Wertheimer O. Nicolaus Gerhaert. Berlin, 1929; Fischel L. Nicolaus Gerhaert und die Bildhauer der deutschen Spatgotik. Munchen, 1944.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me