Гальего, Фернандо

(Gallego, Fernando)

Ок. 1440, Саламанка или Самора — после 1507, Саламанка.

Испанский живописец, представитель испано-фламандской школы. Возможно, учился в Нидерландах у Петруса Кристуса, испытал влияние Дирка Боутса. Писал алтарные картины для городов Саморы, Торо, Саламанки, Сьюдад Родриго, из собора которого 25 работ находятся в собрании Кук в Ричмонде. Творческая деятельность наиболее активна между 1466 и 1507. Уникальна в испанской живописи XV в. приписываемая Гольего роспись свода в библиотеке Университета в Саламанке (1479—1483 или 1500) со сложной ученой программой, которая включает изображения небесных сфер, знаков зодиака, звезд, колесниц богов, Солнца и планеты Меркурия. В его картинах для алтарей (1507, Саламанка, Новый собор; Самора, собор, части этого алтаря, начатого в 1467, ныне находятся в разрозненном состоянии) влияние нидерландской живописи и немецкой гравюры приобрело, как у большинства соотечественников Гальего, художников испано-фламандской школы, архаизирующий характер. Он мастер жесткий и резкий, тяготеющий к изображению драматических ситуаций. Стремясь внести в свои работы ноту духовного напряжения, художник прибегал к масштабному несоответствию фигур, подчас их резким ракурсам и нарочитой мимике лиц. Оплакивание Христа (Мадрид, Прадо), написанное в нидерландской традиции с изображением пейзажа с высоким горизонтом, заполнено множеством подробностей, непомерно малы отмеченные портретной достоверностью фигурки донаторов, условно сочетание пространственных планов, действие сковано. Вместе с тем искусство Гальего, в котором словно заключена застывшая сила, обладает строгим величием. Таковы его картины в Новом соборе в Саламанке, особенно образ св. Христофора на левой створке алтаря, картина Пантократор (ок. 1485, Мадрид, Прадо) исполнена в готизирующей традиции, в изысканной гамме холодных красок, оживленной пятнами темного тона. Фернандо Гальего часто приписываются картины его сына или младшего брата — Франсиско Гальего, где всегда достаточно сдержанно используемые Фернандо приемы внешней экспрессии приобретают близкий к гротеску характер.

Лит.: Gaya Nuno J. A. Fernando Gallego. Madrid, 1958.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me