Виттория, Алессандро

(Vittorio, Alessandro)

1525, Тренто — 1608, Венеция.

Итальянский скульптор-декоратор, сотрудничавший с ведущими архитекторами Венеции середины и 2-й половины XVI в. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором очень плохо сохранившегося палаццо Тревизан (ок. 1557—1558, Венеция, остров Мурано), построенного архитектором Микеле Сан Микеле и расписанного Веронезе и Дзелотти. Почти одновременно Алессандро Виттория в содружестве с живописцем Баттиста Франко создал великолепное декоративное убранство т. н. Золотой лестницы Дворца дожей, сооруженной в 1536—1559 Якопо Сансовино в боковом, выходящем на Пьяццетту крыле этого дворца и ставшей главной, парадной дворцовой лестницей, соединяющей все три этажа этого колоссального здания. Коробовый свод лестницы расчленен, возможно, по замыслу самого Сансовино продольными и поперечными стукковыми тягами, разбивающими его на квадраты и прямоугольники, которые в шахматном порядке заполняют живописные вставки Баттиста Франко и стукковые рельефы Алессандро Виттория с изображениями языческих богов, античных героев, философов, аллегорий Истории, Политики, Закона и т. п. Небольшие размеры рельефов и высота сводов не дают возможности рассмотреть их подробно, и вся декорация образует подобие красочного, постоянно меняющегося калейдоскопа. Сходный принцип декора был применен Алессандро Витторией в декорации свода лестницы Либрерии — библиотеки Сан Марко, воздвигнутой Якопо Сансовино напротив бокового крыла Дворца дожей. Алессандро Виттория принадлежит также оформление портала Либрерии с двумя колоссальными кариатидами. Программа декора сводов лестницы Либрерии, энциклопедическая по своему характеру, видимо, была составлена кем-то из венецианских эрудитов, а выбор персонажей должен был соответствовать назначению здания — хранилища знаний. В членениях свода в шахматном порядке чередуются заключенные в шестиугольники живописные композиции Баттиста Франко (1-й пролет) и Баттиста дель Моро (2-й пролет) и квадратные рельефы Алессандро Виттория. Окруженные позолоченной стукковой резьбой, они, подобно рельефам Золотой лестницы, смотрятся как драгоценные вставки. И в то же время они достаточно крупны, чтобы их можно было рассмотреть, тем более что свод лестницы библиотеки не так высок, как свод Золотой лестницы. Рельефы Алессандро Виттория выполнены в классической, антикизированной манере. Выбор персонажей этих рельефов был обусловлен сложной программой, включавшей в себя астрологию и влияние звезд на природу и человеческую натуру. Имя Алессандро Виттория связано и с самой прославленной из венецианских вилл 2-й пол. XVI в. — виллой Барбаро в Мазере, построенной Палладио и расписанной Веронезе; Алессандро Виттории принадлежат здесь выполненные из стукко скульптурные украшения Нимфея — небольшого сада, примыкающего к вилле (нач. 1560-х). Разносторонне однаренный мастер, Алессандро Виттория много работал и в области монументальной скульптуры. С его именем связаны две колоссальные кариатиды портика библиотеки Сан Марко (1553—1556), фигуры двух рабов ("пленников"), Славы и Фетиды, украшающие надгробие Контарини (Падуя, собор Св. Антония), горельеф Оплакивание Христа (Венеция, церковь Сан Сальваторе, 1557—1558), статуи св. Рокко, Антония, Себастьяна (1561—1563, Венеция, церковь Сан Франческо делла Винья), горельеф Успение Марии и статуи св. Иеронима, Иоанна Крестителя, Петра, Андрея и Леонарда (Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, капелла Гримани). Алессандро Виттория работал также в жанре портретной скульптуры. С его именем связывают бюст Маркантонио Гримини (Венеция, Музей Коррер) и Портрет старика (Лондон, Музей Виктории и Альберта), ряд других работ.

Лит.: Колпинский Ю. Д. Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей // Всеобщая история искусств. М., 1962. Т. III. С. 286—297; Вазари Дж. Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей, и зодчих. М., 1971. Т. V; Paoletti P. L’architettura e la sculptura del Rinascimento a Venezia. Venezia, 1893—1897; Sittoni L. La Libreria San Marco. Pistozia, 1904; Romanelli G. D. La Libreria Marciana. Il Catalogo. Da Tiziano a El Greco. Catalogo della Mostra. A cura della Mostra di S. Mason Rinaldi. Venezia, 1981. P. 277—300.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me