Буальи, Луи Леопольд

(Boilly, Louis Leopold)

1761, Ла-Бассе — 1845, Париж.

Французский живописец и график. Сын резчика по дереву. Юность провел в Дуэ (1774—1778), затем переехал в Аррас, где учился у Д. Донкро (1778—1785), мастера, воссоздающего на холсте иллюзию натуры, так называемые "trompl’oeil" — "обманки". С 1785 в Париже. Любитель живописи Кальве де ла Палю заказал Буальи серию из восьми картин нравственного и галантного содержания (Горести любви, 1789—1791, Лондон, собрание Уоллес; Импровизированный концерт, 1789—1791, Сент-Омер, Музей), несколько напоминающую произведения Фрагонара. Картины принесли художнику известность, и он успешно выставлялся в Салоне с 1791 по 1824. Изящные, с занимательными сюжетами, приятные по колориту, с тщательно выписанными деталями и миловидными персонажами жанровые сценки Буальи пользовались неизменным успехом. Мастер обращался в основном к современной тематике, не углубляясь в сложности политики, но наряду с бытовыми сценками (Вход в Амбигю-Комик, 1819, Париж, Лувр) у него есть и картины с изображением исторических событий и деятелей (Триумф Марата, 1794, Лилль, Музей изящных искусств). Целый цикл Буальи посвящает современным художникам (Мастерская молодого живописца, 1800, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). На картине Скульптор Гудон в мастерской (1803, Париж, Музей декоративных искусств) изображен известный ваятель, вокруг собралась его семья, на стеллажах множество уже готовых бюстов, в глубине знаменитая статуя Вольтера. Прекрасно передана атмосфера сосредоточенного труда. В эту уютную, замкнутую в своих стенах обитель словно не проникают шум и потрясения внешнего мира, а ведь картина написана в бурные и тревожные времена — свержения Бурбонов, воцарения Наполеона, войн и сражений. Главное — это работа, труд, как бы утверждает своим полотном художник. Буальи писал и групповые портреты (Художники в мастерской Изабе, 1798, Париж, Лувр), и картины на религиозные темы (Христос, 1812, Оксфорд). Работал также в технике акварели, гравюры, литографии. Буальи был очень плодовит: после него осталось более тысячи произведений.

Лит.: Marmottan P. Louis Boilly. Paris, 1913; Mabille de Poncheville A. Boilly. Paris, 1931.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me