Бронзино, Аньоло

(Bronzino, Agnolo)

1507, Монтичелли — 1572, Флоренция.

Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Ученик Понтормо. Работал во Флоренции, Пезаро, Риме. Придворный портретист флорентийских герцогов Медичи. Бронзино во многом обязан своим творческим формированием Понтормо, в мастерскую которого он поступил ок. 1518—1519 и с которым сотрудничал до конца 1520-х, участвуя в работе над живописной декорацией капеллы Каппони (1526—1528, Флоренция, церковь Санта Феличита). Разносторонне одаренный живописец, автор ряда росписей и алтарных картин, Бронзино особенно полно проявил себя как портретист. Его ранние портреты (Гвидобальдо делла Ровере, ок. 1530—1532, Флоренция, галерея Уффици; Уголино Мартелли, ок. 1536, Берлин, Гос. музеи; Юноша, ок. 1536—1538, Нью-Йорк, музей Метрополитен) с их меланхоличностью, элегантностью линий, изысканной остротой силуэтов выдают влияние Понтормо. Расцвет творчества Бронзино-портретиста приходится на 1540-е, когда он вырабатывает собственный, ставший классическим для маньеристического искусства XVI в. портретный стиль, холодный и репрезентативный. Точность и острота передачи портретного сходства сочетаются у него со строгой торжественностью общего решения, официальностью поз, высокомерным бесстрастием лиц, трактованных, при всей их портретности, с такой обобщенностью и пластической отчетливостью, как если бы они были высечены из мрамора или вырезаны из слоновой кости с идеально гладкой поверхностью. Изваянными из твердого драгоценного материала кажутся и складки великолепных одеяний, сияющих своими, подобными эмалям красками на густо-синем или темном фоне (парные портреты Бартоломео и Лукреции Панчиатики, ок. 1540, Флоренция, галерея Уффици; Герцог Козимо I Медичи, ок. 1542—1545, Кассель, Картинная галерея; Герцогиня Элеонора Толедская с сыном, ок. 1546, Рим, Нац. галерея; Джанеттино Дориа, 1548, Рим, галерея Дориа-Памфили). Росписи, алтарные картины, аллегорические композиции Бронзино отличают характерное для флорентийского маньеризма статуарное начало, изысканная холодность светлых красок, увлечение формальной красотой контрапостов, усложненность композиционных замыслов (фрески капеллы Элеоноры Толедской, ок. 1540—1560, Флоренция, палаццо Веккио; Мученичество св. Лаврентия, 1565—1569, Флоренция, церковь Сан Лоренцо; Венера, Купидон, Безумие и Время, ок. 1545, Лондон, Нац. галерея).

Лит.: Emiliani A. H. Bronzino. Busto Arsizio, 1960; Smyth C. Bronzino as Draughtsman. New York, 1971.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me