Брак, Жорж

(Braque, Georges)

1882, Аржантёй-сюр-Сен — 1963, Париж.

Французский живописец. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897—1899), затем в Париже — в Академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902—1903). В 1905—1907 входил в группировку фовистов. Пейзажи этого времени отличаются напряженностью хроматических гармоний (Гавань в Антверпене, 1906, Вупперталь, Музей фон дер Хейдта; Пейзаж в Эстаке, 1906; Оливы близ Эстака, 1907, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). В 1907 Брак познакомился с Пикассо. В последующие годы в сотрудничестве с Пикассо выработал новый художественный метод, положивший начало направлению кубизма. В живописи "аналитического кубизма" (1909—1911) колорит ограничен узкой гаммой серых, охристых, зеленых тонов; натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру (Скрипка и палитра, 1909—1910, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Женщина с мандолиной, 1910, Мюнхен, Гос. галерея современного искусства; Натюрморт со скрипкой, 1911, Париж, Нац. музей современного искусства). Композиции "синтетического кубизма" (1912—1914) выстраиваются из разных материалов и элементов разнотипных языковых систем: в картины включается коллаж (наклейки обрывков газет, печатной рекламы, обоев и клеенки с имитацией различных фактур), в красочную массу подмешивается песок, опилки, металлическая стружка; изображение предметов расслаивается на отдельные зрительные качества (цвет, рисунок, формы, фактуры) и сопровождается графическими обозначениями (цифры, ноты, буквенные надписи). Графемы и визуальные знаки разных регистров непрестанно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных смысловых комбинаций (Вальс, 1912, Венеция, фонд П. Гуггенхейм; Бокал, скрипка и нотная тетрадь, 1913, Кёльн, Музей Людвига; Гитарист, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства). Новый метод разрабатывается художником и в т. н. papiers colles, коллажах на листах бумаги (Ария Баха, 1912—1913, Вашингтон, Нац. галерея; Натюрморт на столе, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства). С началом Первой мировой войны Брак был мобилизован и в мае 1915 получил ранение в голову. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917. С конца 1910-х он работал над большими сериями или циклами, стремясь к исчерпывающему выявлению пластических возможностей избранного мотива (Натюрморты на круглом столе, 1918—1942; Камины, 1922—1927; Биллиарды, 1944—1952). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным, тесно сближенным планам; резкая тень делит объемы пополам (Круглый стол, 1922, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая тактильное ощущение пространственных интервалов (Круглый стол, 1929, Вашингтон, частное собрание; Круглый стол, 1922, Нью-Йорк, музей Метрополитен). С 1931 Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. В 1930-х художник, не оставляя жанра натюрморта, обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере (Женщина с мандолиной, 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Художник и модель, 1939, частное собрание). Эти работы наполняются скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния (Пасьянс, 1942, Лозанна, частное собрание). Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагическим мироощущением и близки по духу классическим аллегориям Vanitas (Графин и рыбы, 1941, Париж, Нац. музей современного искусства; Натюрморт с лестницей, 1943, частное собрание). В серии Бильярды контурные линии множатся, придавая предметам сходство с вибрирующей струной, с трепещущими крыльями бабочек; статичный мотив обретает психологическую, драматическую выразительность сюжетной картины (Бильярд, 1944, Париж, Нац. музей современного искусства; Бильярд, 1945, частное собрание). В 1949—1956 была создана серия Мастерские, состоящая из восьми крупноформатных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в масштабных пространствах, характерных для интерьерных композиций Брака, наделены свойствами монументальности. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются сверкающим изображением белой птицы, символа творческого полета (Мастерская II, 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн—Вестфалия; Мастерская III, 1949—1951, Вадуц, частное собрание; Мастерская IX, 1952—1956, Париж, Нац. музей современного искусства). В живописи и графике 1950-х образ птицы в полете развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953; Черные птицы, 1956—1957, Париж, галерея Маг; Расправив крылья, 1956—1961, Париж, Нац. музей современного искусства). В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, монотонность полей, равнин, морских побережий Нормандии подчеркивается сильно вытянутым горизонтальным форматом (Равнина, 1955—1956, частное собрание; Морской пляж. Варанжвиль, 1952, Париж, галерея Маг). Заброшенные лодки, плуг, забытый на осеннем поле, обрастают в таких пейзажах богатыми ассоциациями, поднимаясь на уровень многозначного символа (Большой плуг, 1960, Париж, галерея Маг; Лодка, 1960, частное собрание). Многогранный талант Брака проявился и в других сферах художественного творчества: в скульптуре, сценографии, гравюре, книжной иллюстрации.

Лит.: Cahiers de Georges Braque: 1917—1949. Paris, 1956; Russell J. Georges Braque. London, 1959; Leymarie J. Braque. Geneve, 1961.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me