Бозио, Франсуа Жозеф

(Bosio, François-Joseph)

1768/1769, Монако — 1845, Париж.

Французский скульптор. Учился в Париже у известного скульптора О. Пажу (1785—1788). Восприимчивый и трудолюбивый, Бозио успешно овладевает основами профессии. Ок. 1790 в качестве офицера французской армии попадает в Италию. С 1802 возобновляет занятия скульптурой, его наставником стал знаменитый мастер А. Канова. Пробыв в Италии около семнадцати лет, в 1807 Бозио возвращается во Францию. Его произведения пользуются успехом, и художника даже нарекают "французским Кановой". В своем творчестве мастер продолжает традиции неоклассицизма в его несколько смягченном варианте, порой в произведениях Бозио ощутимо проявляются веяния романтизма. Скульптор идеализирует натуру, женщины у него всегда красивы и изящны, мужчины величавы и мужественны. На протяжении своей долгой жизни мастер неизменно пользовался благорасположением правителей Франции той бурной эпохи: Наполеон I наградил его орденом Почетного легиона; Людовик XVIII — королевским орденом св. Михаила, при нем он стал членом Института Франции (1816), профессором Академии изящных искусств, ему в 1822 присвоено звание скульптора короля; при Карле X в 1828 Бозио получает титул барона. Скульптор лепит портреты императора и обеих императриц, королей и королев, сменяющих друг друга, принцев и принцесс, придворных, полководцев и многих других современников. Выставляет в Салоне композиции на религиозные, мифологические, жанровые темы, работает и как монументалист, выполняя государственные заказы. Основные произведения: Амур, обольщающий Невинность (1808—1810, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), 20 барельефов для колонны Великой Армии на Вандомской площади (1807—1810, Париж), бюст Наполеона I (1810, Версаль, Нац. музей), бюст Жозефины (до 1814, Дижон, Музей изящных искусств), Императрица Мария Луиза (до 1814, Монте-Карло, Нац. музей), бюст Людовика XVIII (1814, Марсель, Музей изящных искусств), Герцог Энгиенский (1815—1817, Версаль, Нац. музей), Аристей — божество садов (1817), Гиацинт (1817), Нимфа Салмакида (1819; 1837), Генрих IV ребенком (1824, все — Париж, Лувр), памятник Людовику XIV (1816—1822, Париж, площадь Виктории), бюст Карла X (ок. 1825, Версаль, Нац. музей), Квадрига, венчающая арку Карузель в Париже (1828—1929), Дева Мария (1835, Париж, Лувр), статуя Флоры (1840, Турин, Королевский дворец), статуя Наполеона I (1840, Булонь-сюр-Мер), История и Искусства, прославляющие Францию (1844, Версаль, Нац. музей), Юная индианка, надевающая на ногу браслет из раковин (1845, Авиньон, Музей Кальве).

Лит.: Barbarin L. Etude sur Bosio: Savie et son oeuvre. Monaco, 1910.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me