Блумен, Ян Франс ван

(Blumen, Jan Frans van), прозв. Ориццонте

1662, Антверпен — 1749, Рим.

Итальянский живописец голландского происхождения. Родился в семье граверов из Антверпена. Учился у своего брата художника-анималиста Петера ван Блумена. Путешествовал в 1673 в Рим, затем занимался в 1681—1684 у А. Губо, писавшего сцены рынков и жившего в Риме (1644—1650). В 1684—1685 Я. Ф. ван Блумен совершил поездку в Париж, посетил Лион, откуда вместе с братом Петером отправился в Италию (сначала в Турин, затем в 1686/1687 в Рим). В Риме оба стали членами "Шильдербента" (объединение голландских и фламандских мастеров в Риме), в котором Ян Франс получил прозвище "Ориццонте" (Горизонт) из-за интереса к написанию панорамных пейзажных видов. В Риме жил на виа Маргутта, где обычно обитали художники из северных стран. В 1693 сочетался браком с М. П. Барозини. Крестным отцом их ребенка в 1694 стал художник Г. Ван Виттель. В 1695 совершил путешествие в Неаполь, на Сицилию и Мальту. Ян Франс ван Блумен стал в Риме известным мастером-пейзажистом. Его виды Рима и Кампаньи высоко ценились путешественниками. Ранние пейзажи художника были камерны, в них мягко, но несколько искусственно передано освещение (Пейзаж с виллой д’Эсте, Пейзаж с Бельведером Ватикана, оба — Рим, Нац. галерея современного искусства). В 1710—1730-е Блумен исполняет много заказов, его работы охотно раскупаются, и он обретает высоких покровителей и заказчиков в лице кардиналов Колонна, Оттобони, Империали. Его маленькими полотнами (которые особенно ценились) с пасторальными видами украшают свои дворцы известные английские коллекционеры Г. Блундел из Ливерпуля и Ч. Таунли из Ланкашира. В подобных кабинетного формата пейзажах (Пейзаж с аббатством и руинами античного храма, 1715—1720, Лондон, галерея Уолпол) всегда присутствуют руины античных памятников, живописные пинии по берегам рек, живо написанный стаффаж. В поздних работах (Вид Рима с Колизеем и аркой Константина, 1730—1740-е, Рим, палаццо Роспильози-Палавиччини; Панорама Рима от Монте Марио, 1730—1740-е, частное собрание) художник стремится передать более широкий панорамный вид, композиция строго организована, но пейзажи сохраняют свое элегическое настроение. С 1714 — член Конгрегации "Виртуозы Пантеона". Пейзаж считался в Академии Св. Луки низшим жанром, поэтому художник испытывал трудности при вступлении в Академию до 1725, но в 1742 он стал еще и ее почетным членом. Иногда Блумен писал для заказчиков и небольшие полотна с мифологическим стаффажем, но фигуры в них исполнял П. Костанци (Отдых на пути в Египет, 1735—1740, частное собрание; Пейзаж с добрым самаритянином, 1742, Рим, Кофе-Хауз Квиринальского дворца).

Лит.: Busiri-Vici A. Bloemen Jans Frans van // Dizionario biografico degli italiani. Vol. 10. P. 793—795; Rangoni F. Van Bloemen Jan, detto Orizzonte // La Pittura. 1990. Vol. 2. P. 892.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me