Билл, Макс

(Bill, Max)

1908, Винтертур — 1994, Берлин.

Швейцарский живописец, скульптор, архитектор, дизайнер. Учился в цюрихской Школе художественных ремесел (1924—1927), затем, познакомившись с идеями Ле Корбюзье, решил стать архитектором и поступил в школу Баухауза, где занимался архитектурой, скульптурой, живописью, дизайном (1927—1929). В 1930 вернулся в Цюрих, где работал как архитектор и художник. В 1932 присоединился к парижскому объединению "Абстракция-Творчество". Восприняв программные идеи Баухауза и голландской группы "Де стейл", Билл стремился к синтезу визуальных искусств, к "слиянию всех функций в гармоничном единстве". Абстрактное искусство он вслед за Ван Дусбургом называл "конкретным", поскольку видел его задачи в конструировании зримых форм, равноценных формам самой реальности. В 1940 основал журнал "Абстрактная конкретность". Билл полагал, что в эпоху научно-технической революции творческое воображение должно уступить место рациональному расчету. Свои теоретические постулаты он изложил в книге Математическая мысль в искусстве нашего времени (1949) и в ряде статей. Его метод, основанный на геометрических построениях, определился к концу 1930-х. Прямоугольные и спиральные линии на холстах заключают в себе зрительную динамику, подобную последовательностям математических преобразований (Конструкция с 10 прямоугольниками, 1940—1943, Берн, Художественный музей; Энергия белой поверхности, 1948—1949, Цюрих, Кунстхауз; Нарастание яркости, 1964, частное собрание; 8 линейных групп вокруг белого, 1969—1970, Париж, Нац. музей современного искусства). В скульптуре формы в виде извивающихся лент, пересекающихся брусьев смыкаются в зрительно парадоксальные композиции, меняющиеся в зависимости от ракурса (Непрерывность, 1947, Париж, Нац. музей современного искусства; Единство трех равновеликих объемов, 1961, Ботроп, Галерея современного искусства). Программные идеи Билла получили значительное распространение в странах Западной Европы и Америки. Он был одним из основателей и ректором Высшей школы формообразования в Ульме (1950—1956), профессором дизайна в Высшей школе искусства в Гамбурге (с 1967).

Лит.: Maldonado Th. Max Bill. Buenos Aires, 1955; Staber M. Max Bill. London, 1964; Huttinger E. Max Bill. Zurich, 1977.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me