Баратта, Пьетро

(Baratta, Pietro)

1638, Каррара — 1729, Венеция.

Итальянский скульптор венецианской школы. Один из мастеров раннего классицизма в пластике Венето. Родом из Каррары; с 1693 работал в Венеции в мастерской Ф. Кабьянка. Помимо Венеции исполнял заказы для собора в Удине, двора курфюрста Саксонии в Дрездене. Баратта приписываются следующие работы: рельеф Св. Себастьян, излечиваемый двумя женщинами (Венеция, церковь Сан Себастьяно), Кротость (Венеция, церковь Санта Мария делла Карита), памятник дожу Бертуччо Валье, а также статуи Богатство и Мудрость (1708—1718, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло), надгробие Вито Брандолини (1707, Тревизо, церковь). У образов Баратты не классический тип лица: прямой короткий нос, крепкий круглый подбородок, тяжелые веки над большими глазами, сжатый рот. Фигуры достаточно массивны в сравнении с произведениями других мастеров Венето. В его портретных работах проявилась культура тосканской пластики. С 1716, уже будучи известным в Венето, Баратта исполнял заказы для России. Ему приписываются: Мир и Правосудие (Санкт-Петербург, Гос. музей-заповедник "Павловск"), Зима, Венера, Флора (Петродворец), Амфитрита (1717), Галатея, Аполлон (1720, все — Пушкин, Гос. художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"), Флора (Петродворец, каскад "Золотая гора") и Адонис (каскад "Шахматная гора"), бюсты Мир, День (Санкт-Петербург, Летний сад), статуи Архитектура, Ништадтский мир, Правосудие, Слава, Галатея, Справедливость, Милосердие, Мореплавание (Санкт-Петербург, Летний сад). Классицистическую традицию скульптуры Баратты продолжили в Венето Дж. Торретто и Дж. Маркьори.

Лит.: Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951; Semenzato C. La scultura Pietro Baratta // Critica d’Arte, 1958. № 25—26. P. 150—160; Semenzato C. La scultura Veneta del Seicento e del Settecento. Venezia, 1966.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me