Бальдунг, Ханс

(Baldung, Hans), прозв. Грин (Grien)

1484/1485, Швебиш-Гмюнд — 1545, Страсбург.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился и работал в мастерской Дюрера в Нюрнберге (1503—1507), с 1509 до конца жизни работал в Страсбурге, за исключением 1512—1516, когда во Фрейбурге создавал грандиозный алтарь для местного собора. В творчестве Бальдунга сказалось воздействие многих крупных мастеров немецкого Возрождения, в первую очередь его учителя Дюрера, но также Кранаха, отчасти Грюневальда и Альтдорфера. Интерес к античной мифологии, характерный для ренессансного гуманизма, сочетается в его искусстве с чертами мистики и пессимизмом. Поэтичность и лиризм одних произведений перемежается манерной изломанностью других. В некоторых работах сказывается увлечение оккультными учениями, находящими выражение в фантастических образах ведьм и прочей нечисти. Им создано много картин с изображением обнаженной натуры, где цветущее женское тело часто соседствует с образами, напоминающими о бренности мира. Самое большое создание мастера — многостворчатый алтарь собора во Фрейбурге (1513—1516), центральная часть которого изображает Коронование Марии, а створки — сцены из жизни Марии. Симфония колорита, основанного на мощных аккордах красного, четкая построенность композиции, монументальность и торжественное спокойствие основных образов, их подчеркнутая телесность и пластичность — отличительные свойства произведения. Все эти несомненные достоинства не могут скрыть, однако, ощущения холодного рационализма автора. Более привлекательны небольшие картины на евангельские темы, особенно связанные с сюжетами цикла из жизни Девы Марии. Художник увлечен передачей поэзии материнского чувства, будь то полное свежести и обаяния изображение семьи среди цветущей природы (Отдых на пути в Египет, ок. 1513, Вена, галереи Академии) или ночная сцена с умиленным любованием Младенцем (Рождество, 1520, Мюнхен, Старая пинакотека). Уже в ранние годы у Бальдунга появляется тема обреченности жизни. Он создает картины, рисунки и гравюры, построенные на контрасте радостного приятия бытия и подстерегающей человека неминуемой кончины: Три возраста жизни и смерть (ок. 1509—1511, Вена, Музей истории искусства). В позднем творчестве Бальдунга нарастают черты маньеризма. Аллегорические темы принимают все более рассудочный характер, а образы становятся более вычурными и надуманными (Три Грации и Возрасты жизни, диптих, ок. 1540—1543, Мадрид, Прадо). Колорит, ранее весьма интенсивный, также утрачивает свою красочную силу и звучность. Художник теперь предпочитает более холодные тона. Подобно многим другим живописцам Германии этого периода, Бальдунг был также и графиком. Еще во время пребывания в мастерской Дюрера он исполнял рисунки для витражей и ксилографий, позднее иллюстрировал книги. В рисунках и гравюрах художник часто обращался к философским темам, характерным для его картин, — всемогущество смерти, необузданность диких сатанинских сил. Интересовался он и чисто формальными моментами, используя сложные ракурсы фигур, динамику движений, подчеркнутую объемность тел.

Лит.: Walter S. Baldung Grien. Dresden, 1975.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me