Адами, Валерио

(Adami, Valerio)

Род. 1935, Болонья.

Итальянский живописец. С 1951 по 1954 обучался в Академии Брера в Милане в мастерской Акилле Фуни. Впервые посетил Париж в 1955, завязав контакты с французскими художниками. В дальнейшем пребывал поочередно во Франции и Италии, часто посещая другие города Европы и Америки. С 1962 избрал постоянным местом жительства Арону на берегах озера Маджоре, где им была создана серия полотен Алиса в странах насилия. В условиях господства на художественной сцене направлений абстракции Адами вместе с другими молодыми художниками считал необходимым вернуться к изобразительному языку и отражению в живописи социальной действительности. В 1965 принял участие наряду с Эрро, Арройо, Рансийаком, Телемаком и Монори в выставке "Нарративная фигурация в современном искусстве", давшей название новому направлению. Основные темы Адами — типовые интерьеры современности, а также городские пейзажи. Заимствуя некоторые приемы массовой графики, комиксов (яркие цветные плоскости, обведенные черными линиями), художник рассекает и перекручивает формы мебели, других бытовых предметов, наполняя стандартные интерьеры гнетущим ощущением скрытого и безличного насилия. Хорошо знакомые формы искажаются, взбухают и прорастают друг в друга наподобие раковой опухоли. Фрагменты человеческих тел, застрявшие в очертаниях кресел, диванов, телевизоров, сами уподобляются хищным, агрессивным вещам (Общественный интерьер, 1969; Кино, 1969; Радости адюльтера, 1970; Спальня, 1970; все — частные собрания). Такие картины, перекликаясь с популярными критическими идеями времени, воспринимаются как зрительные метафоры внешне благополучного, но пораженного скрытой болезнью общества — "общества репрессивной терпимости", по определению Герберта Маркузе. В ряде полотен критика официального языка печатной продукции переходит в открытый протест против государственного насилия (триптих Нетерпимость <�Политическая картина>, 1974, частное собрание). В 1989 выполнил для парижского театра Шатле монументальную фреску на тему французской музыки. В картинах 1990-х деформации снижаются, сюжет с человеческими фигурами читается более отчетливо (Пейзаж на берегу Ганга, 1991; Взгляд, 1997; обе — Лихтенштейн, Вадуц, фонд Адами).

Лит.: Damisch H., Martin H. Adami. Paris, 1974; Le Bot M. Valerio Adami, essai sur le formalisme critique. Paris, 1975; Exposition Adami. Paris, 1985; Adami V. Les regles du montage. Paris, 1989.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me