Августинчич, Антун

(Augustincic, Antun)

1900, с. Кланец, Хорватия — 1979, Загреб.

Югославский скульптор. Родился в крестьянской семье. В годы учения в гимназии проявил художественный талант, занимаясь рисунком и лепкой. Учился в классе скульптуры Высшей художественной школы в Загребе у Р. Вальдеца и Р. Франгеша-Михановича (1918—1922). Продолжил обучение в мастерской И. Мештровича (1922—1924) в загребской Академии художеств, преобразованной из Высшей художественной школы. Совершенствовался в Париже в Школе декоративного искусства и Академии изящных искусств (1924—1926, класс Ж. А. Инжальбера). В 1926 возвратился в Загреб. Один из основателей загребского художественного объединения "Земля" (1929). Начиная с 1930-х успешно участвовал во многих конкурсах на создание памятников на родине и за рубежом. С 1940 начал преподавать в загребской Академии художеств. В период оккупации Югославии фашистской Германией арестован гестаповцами. Освободившись, принял активное участие в народно-освободительной войне. После освобождения страны жил в Загребе, продолжая творческую и преподавательскую деятельность. Почетный член Академии художеств СССР (1973). В 1976 в родном селе мастера Кланец открыта его галерея. Августинчич — хорват по национальности — один из виднейших югославских скульпторов ХХ в. Восприняв уроки наиболее значительных мастеров пластики своего времени (И. Мештровича, А. Бурделя, А. Майоля), оставался верен принципам реалистического искусства. Августинчич — по преимуществу мастер монументальной скульптуры. Его первые монументы связаны с увековечиванием памяти соотечественников, ведших многовековую борьбу за национальное освобождение. Это памятники в сербских городах Крагуевац (1930—1932) и Ниш (1934—1937). Уже в этих работах сказалась характерная для монументального творчества мастера черта — он предпочитает ставить памятники не отдельному герою, а народным массам. И в крагуевацком, и, особенно, в нишском монументах большую роль играют групповые композиции. В дальнейшем этот принцип продолжает развиваться. Нишский мемориал интересен и тем, что здесь скульптор обращается к изображению конной фигуры в сочетании с рельефами. Конная статуя как ядро монументального ансамбля станет характерным мотивом творчества Августинчича 1930-х. В это время мастер, продолжая работать на родине, принимает участие во многих международных конкурсах, получая на них высшие премии. Большинство из полученных заказов остались, однако, лишь в проектах и макетах. Исполненный в бронзе памятник силезским повстанцам для г. Катовицы в Польше не был установлен из-за начавшейся Второй мировой войны. Тему конной статуи Августинчич с блеском разрешил впоследствии в монументе Мир, поставленном в Нью-Йорке перед зданием ООН (1952—1954). Сразу после освобождения Югославии от немецко-фашистских захватчиков Августинчич начинает работать над мемориалом в честь совместных боевых действий югославского и советского народов в селе Батина (открыт в 1947). Расположенный на месте форсирования Дуная Советской Армией, памятник являет собой сложный художественный организм, рассчитанный на восприятие с разных точек зрения. Доминирует в нем тридцатипятиметровый граненый каменный обелиск, увенчанный бронзовой статуей Победы. У подножья обелиска — группа из двух воинов в стремительном призывном движении. Окаймляют ансамбль две длинные ленты рельефного фриза, в котором повествовательность сочетается с яркой пластической выразительностью. Здесь наглядно воплотились поиски скульптора в области синтеза искусств. Сочетание архитектурных компонентов с пластическими, органическое включение природной среды в общий комплекс эмоционального и образного воздействия — характерные черты решения этого ансамбля. Те же принципы развивает мемориал, посвященный жителям Боснийской Крайны, погибшим в боях с фашистами (1948—1961, Баня-Лука). В последнем крупном создании Августинчича — мемориале в память крестьянского восстания XVI в. (1973, Верхняя Стубица) — наиболее полно раскрылось дарование скульптора. Монумент включает в себя и круглую скульптуру, и необычные по конфигурации рельефы, и архитектурные формы. Активную роль играет цвет — золотистая бронза, белый камень. Разнообразна и фактура материалов. Важными элементами образного и эмоционального воздействия являются природное окружение и пластический язык мастера. Бронза под рукой мастера словно пульсирует и дышит, с большой тонкостью скульптор передает и человеческую плоть, и развевающуюся ткань одежды. Выразителен образ вождя восстания — главной статуи мемориала. Его силуэт, в котором доминирует открытый жест с распахнутыми, как крылья, руками, перекликается с абрисом рельефных композиций. Памятник стал достойным увенчанием творческого пути мастера. Августинчич активно работал и в других жанрах пластики. Ему принадлежат остро психологические портреты, выразительные станковые фигуры и группы, серия пленительных "Обнаженных", исполненных главным образом в мраморе. Творчество Августинчича внесло значительный вклад в развитие скульптуры не только южных славян, но и всего мира. В 1950-е по его проектам открыто несколько памятников в Эфиопии. В 1960-е он исполнил проекты и эскизы монументов для египетского города Порт-Саида.

Лит.: Алешина Л. С. Антун Августинчич. М., 1988; Augustincic / Predgovor: Miroslav Krleza. Zagreb, 1976.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me