Эрьзя Степан Дмитриевич

(псевдоним от названия этнографической группы мордвы; настоящая фамилия — Нефёдов) (1876-1959), советский скульптор. Учился в МУЖВЗ (1902-06) у С. М. Волнухина. В 1906-14 жил в Италии и Франции, в 1926-50 — в Аргентине. Участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды (памятник Свободы и К. Марксу в Свердловске — оба цемент, 1920, не сохранились). Обращаясь преимущественно к дереву, Эрьзя использовал эффекты его природной формы и фактуры, стремился к романтической героизации образа человека ("Бетховен", 1929, ГРМ), к созданию обобщённых образов женской красоты ("Дочь инков", 1941, ГРМ).

Эрьзя Степан Дмитриевич

Автопортрет. Дерево. 1947. Мордовская картинная галерея имени Ф. В. Сычкова. Саранск.

Литература: С. Эрьзя, Л., 1975; К. Г. Абрамов, С. Д. Эрьзя. Биографический очерк, 2 изд., Саранск, 1979; М. Н. Баранова, С. Д. Эрьзя. Альбом, Саранск, 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эрьзя Степан Дмитриевич — (наст. фам. Нефедов; 1876–1959) – рос. скульптор. В 1906—14 и 1925—50 работал за рубежом. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре материала (редкие породы дерева) портреты, монументальные и станковые композиции («Л. Толстой», 1930; «Мужик», 1944). Энциклопедический словарь псевдонимов