Энгр Жан Огюст Доминик

(Ingres) (1780-1867), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. В 1806-24 жил и работал в Италии, где изучал искусство Возрождения, особенно творчество Рафаэля. В 1834-41 был директором Французской академии в Риме. Автор картин на литературные, исторические и религиозные сюжеты ("Юпитер и Фетида", 1811. Музей Гране, Экс-ан-Прованс; "Обет Людовика XIII", 1824, собор в Монтобане; "Апофеоз Гомера", 1827, Лувр), портретов, отличающихся точностью наблюдений и правдивостью психологической характеристики ("Мадам Девосе", 1807, Музей Конде, Шантийи; "Л. Ф. Бертен", 1832, Лувр), идеализированных и вместе с тем полных острого чувства реальности изображений обнажённой натуры ("Большая купальщица", 1808, "Большая одалиска", 1814, — оба произведения в Лувре). Многие, особенно ранние произведения Энгра отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр — автор блестящих карандашных портретов (большинство его рисунков хранится в Музее Энгра в Монтобане). Поздние классицистические тенденции творчества Энгра оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве.

Энгр Жан Огюст Доминик

"Мадам Девосе". 1807. Музей Конде. Шантийи.

Энгр Жан Огюст Доминик. Рис. 2

«Большая одалиска», 1814, Лувр, Париж

Энгр Жан Огюст Доминик. Рис. 3

«Рождение Венеры», Музей Конде

Энгр Жан Огюст Доминик. Рис. 4

«Турецкие бани», 1862, Лувр, Париж

Сочинения: Ecrits sur l'art, P., 1947.

Литература: Энгр об искусстве, составитель А. Н. Изергина, М., 1962; В. Березина, Ж.-О.-Д. Энгр, М., 1977; Pach W., Ingres, N. Y., 1973.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me