Халс Франс
Гальс (Hals) (родился между 1581-1585 — умер 1666), голландский живописец. Портретист. В творчестве Халса воплотились жизнерадостность и демократизм, свойственные голландскому искусству в годы его подъёма, наступившие после победы в стране буржуазной революции. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Учился у К. ван Мандера. Ранней манере художника ("Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия", 1616, Музей Ф. Халса, Харлем) свойственны чёткая моделировка форм с помощью плотных мазков, тёплые тона. В 20-х гг. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции ("Евангелист Лука", "Евангелист Матфей", около 1623-25, — обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. В конце 20-30-х гг. складывается зрелое живописное мастерство художника. В портретах этого времени он создаёт целую галерею социальных типов голландского общества — от представителей офицерства и буржуазии ("В. ван Хейтхейзен", около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа ("Цыганка", Лувр, "Мулат", Музей изобразительных искусств, Лейпциг, — оба около 1630). Манера письма Халса обретает к этому времени необычайную лёгкость, свободу и темперамент; смелыми динамичными раздельными мазками воспроизводит он живую естественность и неповторимую индивидуальность портрети- руемых, сохраняет впечатление случайно выхваченного момента жизни. В этот же период Халс напряжённо работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая изображению жизненную. непосредственность и убедительность ("Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана", 1633, "Офицеры стрелковой роты св. Георгия", 1639, — оба произведения в Музее Ф. Халса, Харлем). С 40-х гг. психологические характеристики в портретах Халса углубляются ("Регенты госпиталя св. Елизаветы", 1641, Музей Ф. Халса, Харлем; "Яспер Схаде ван Веструм", около 1645, Национальная галерея, Прага), в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона. В поздних работах художника, построенных на строгих, напряжённых контрастах чёрных и белых тонов, оттенённых редкими красно-коричневыми пятнами ("Мужчина в чёрной одежде", около 1650-52, ГЭ), нередко проявляется чувство безысходности и пессимизма ("Регентши приюта для престарелых", 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Утратив в конце жизни контакт с современным ему буржуазным голландским обществом, Халс впал в старости в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса и голландских мастеров XVII в., испытавших воздействие художника, — А. Брауэр, братья А. и И. Остаде, Я. Стен и др.
"Мулат". Около 1630. Музей изобразительных искусств. Лейпциг.
Литература: (И. Линник), Ф. Хальс. (Альбом, Л., 1967): В. Н. Лазарев, Ф. Гальс, в его книге: Старые европейские мастера, М., 1974; Baard H. P., F. Hals. (Album), L., 1981.