Фаворский Владимир Андреевич

(1886-1964), советский график и живописец. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-13). Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30) Полиграфи- ческого института (1930-34), Института изобразительных искусств (1934-38), Института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Член общества "Четыре искусства" (1924-28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии. Обращаясь главным образом к книжной иллюстрации, Фаворский разработал стройную теорию оформления книги, которую понимал как целостный организм, единство функционального ("инструмент для чтения") и эстетического начал. Для иллюстраций Фаворского периода 1910-х — середины 30-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование чёрного, почти осязаемого штриха ("Фамарь" А. Глобы, издание 1923), разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературного произведения (эпический строй иллюстраций "Книги Руфь", издание 1925; иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык графики в "Домике в Коломне" А. С. Пушкина, издание 1929; символичность скульптурно завершённых форм в "Новой жизни" Данте, издание 1934). С середины 30-х гг. Фаворский чаще пользуется белым штрихом, более действенно передающим свет и движение; в его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начала (оформление "Сонетов" У. Шекспира, издание 1948, сборник "Роберт Бернс в переводах С. Я. Маршака", издание 1950, иллюстрации к "Слову о полку Игореве", издание 1953, "Борису Годунову", издание 1956, и "Маленьким трагедиям", издание 1961, А. С. Пушкина; за все — Ленинская премия, 1962). Фаворский создавал также станковые ксилографии ("Октябрь 1917", 1928), портреты ("Пушкин-лицеист", 1935; серия "Великие русские полководцы", 1945-47), выработал особый стиль строгого и пластически ясного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938-61), с 1942 обращался и к линогравюре (серия "Самарканд", 1942-44). В области монументального искусства Фаворский добивался синтеза архитектуры и живописи (росписи Дома моделей в Москве, сграффито, 1935, не сохранились), в театральных работах — сочетания конструктивной организации сценического пространства с яркой условностью и тонкой живописностью ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира, МХАТ-2, 1934). Творчество Фаворского оказало большое влияние на советское искусство, особенно на графику.

Фаворский Владимир Андреевич

Портрет М. В. Фаворской и Е. В. Дервиз. Карандаш. 1945. Русский музей. Ленинград.

Сочинения: О художнике, о творчестве, о книге. (М., 1966); Рассказы художника-гравера, М., 1976.

Литература: Ю. Халаминский, В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о В. Фаворском. (М., 1967).

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фаворский Владимир Андреевич — (1886, Москва — 1964, там же), график, сценограф, живописец-монументалист, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1962). Учился в частной школе К.Ф. Юона в Москве (1898—1905), в частной академии... Москва. Энциклопедический справочник
  2. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич — ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964) — российский график и живописец, народный художник СССР (1963) — действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Большой энциклопедический словарь