Узбекская Советская Социалистическая республика

Узбекистан. В составе СССР. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Территория Узбекистана чрезвычайно богата памятниками первобытного, древнего и средневекового искусства, развитие которого протекало в постоянной взаимосвязи с художественными культурами других областей Средней Азии, особенно Таджикистана, и сопредельных стран (Афганистана, Индии, Ирана и др.). Многие художественные памятники, сохранившиеся в Узбекистане, являются общим историко-культурным наследием узбекского, таджикского и других народов Средней Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Узбекистана восходят к мезолиту (наскальные росписи охрой в ущелье Зараут-Сай в 100 км к северо-востоку от Термеза; экспрессивные изображения сцен охоты, отдельных животных). Неолит (6-5-е тысячелетие до н. э.) представлен следами стоянок и родовых жилищ, лепной керамикой с грубоватым ногтевым или прочерченным орнаментом; в Ташкентской области обнаружены петроглифы с изображениями животных. В эпоху бронзы (конец 3-2-е тысячелетие до н. э.) в протогородских поселениях на юге Узбекистана возводились сложные архитектурные комплексы (Сапалли-Тепе, Кучук-Тепе). Развивалось художественное литьё (клад бронзовых и серебряных изделий из села Хак, Ферганская долина). В керамике земледельческих поселений и степных племён дальнейшее развитие получил геометрический орнамент. Во второй трети 1-го тысячелетия до н. э. уже существовали укреплённые города (Мараканда-Афрасиаб), прямоугольные (Бандыхан-Тепе-2, Кызыл-Тепе) и круглые (Талышкан) в плане. Ахеменидскому искусству (см. Иран) близки мраморная скульптурная капитель из Султануиздага, геммы из Афрасиаба. Отдельные образцы мелкой пластики середины 1-го тысячелетия до н. э. несут в себе черты "звериного стиля" кочевых племён Центральной Азии. В IV в. до н э. возводили регулярно спланированные города, окружённые мощными стенами с башнями и воротами (Афрасиаб, Дальверзин-Тепе, Термез, Джанбас-Кала, Топрак-Кала). Здания строили из сырца и пахсы, с балочными перекрытиями, иногда на деревянных колоннах или опорах с каменными деталями, в некоторых случаях применяли своды, на юге — каменные облицовочные блоки и плиты. В постройках Бактрии эпохи Кушанского царства выделяются дворик, входной айван, зал, обводной коридор и окружающие помещения (жилые дома на Дальверзин-Тепе, дворец в Халчаяне). Сооружались буддийские монастыри (Айртам, Кара-Тепе, Фаяз-Тепе), храмы местных культов (Дальверзин-Тепе, Кой-Крылган-Кала). В изобразительном искусстве складывались локальные стили (монументальная скульптура и стенопись Дальверзин-Тепе, Айртама, Халчаяна, Топрак-Капы, Ер-Кургана; коропластика Бактрии, Согда, Хорезма). В V-VI вв. территории Узбекистана неоднократно подвергалась вторжениям кочевников (см. Эфталитское царство, Тюрки). В VI — начале VIII вв. самостоятельные феодальные владения — Согд, Тохаристан, Хорезм, Фергана, Шаш и другие стали очагами формирования новой художественной культуры, опиравшейся в своём развитии на предшествующий опыт. Характерны массивные 2-этажные замки — кёшки со скошенным цоколем, гладкими или "гофрированными" стенами, дворцы с парадными залами, богатые дома и храмы, украшенные стенописью и скульптурой. В изобразительном искусстве нарастало декоративное начало. В резьбе по стуку и дереву (Афрасиаб, Джумаляк-Тепе, Варахша) плоскостный рельеф сменил объёмные пластические формы. Традиции буддийской пластики нашли продолжение в скульптуре храма Кувы (Фергана). Памятники монументальной живописи на территории Узбекистана характеризуются плоскостностью и декоративностью, сложным линеарным рисунком, богатством цветовых сочетаний (Балалык-Тепе, Афрасиаб, Варахша). Средневековые города имели планы неправильных очертаний и стихийную застройку, включали цитадель, кёшк, городское ядро — шахристан, иногда предместье — рабад (Самарканд, Бухара, Варахша и др.). Был введён жжёный кирпич (IX-X вв.), развивались сводчато-купольные конструкции; в декоре наряду с традиционной резьбой по стуку и дереву применяли фигурную кирпичную кладку, с XII в. — резную поливную и неполивную терракоту, глазурованный кирпич, облицовочные плитки, в интерьере — орнамент, росписи. В архитектурном орнаменте с IX-X вв. преобладали геометрические узоры "гирихи" и арабская эпиграфика. В IX-XII вв. вырабатывалась типология средневековой мусульманской культуры (мечети, минареты, мавзолеи, медресе) и гражданского (караван-сараи, крытые рынки) зодчества. Варьировались типы колонной купольной (Чар-Сутун в Термезе, Диггарон в с. Хазара — обе XI в.) и портальной (Магоки-Аттари в Бухаре) мечети, "намазга" (загородная мечеть для годовых празднеств), круглоствольных минаретов с кирпичной узорной кладкой (в Джаркургане, 1108-09; Калян в Бухаре; в Вабкенте, 1196-98), центрально-купольных мавзолеев (Араб-ата в селе Тим, 977/978) и парных купольных усыпальниц (ансамбль Султан-Саадат в Термезе). Распространена система планировки с внутренним обширным двором и выделяющимся порталом (дворец правителей в Термезе; караван-сарай Рабати-Малик близ Навои, XI в.). С утверждением ислама во всех видах искусства заметна тенденция к развитию отвлечённого орнамента; редкие изобразительные мотивы рассматривались как структурная ячейка общей композиции узора. Высокое развитие получило декоративно-прикладное искусство (торевтика, стеклоделие, ткачество и др.). Расцвет керамики был обусловлен введением цветных глазурей (конец VIII в.), распространением техники подглазурной росписи (с IX в.) и применением высококремнезёмистой керамической массы — "кашина" (с XII в.). С включением территории Узбекистана в государство Тимура и Тимуридов (конец XIV-XV вв.) художественная культура Узбекистана развивалась в едином русле с искусством других областей державы, особенно Хорасана (см. Афганистан, Иран). Архитектура отличается грандиозностью масштабов (светские, культовые, мемориальные ансамбли — Регистан, Шахи-Зинда, ансамбль в Шахрисабзе), смелостью инженерных решений, великолепием полихромного декоративного убранства (Гур-Эмир, Биби-Ханым). В монументальной архитектуре получил распространение тип здания с 2-4-айванным двором и пышно декорированным парадным входом — пештаком (мечети и медресе Бухары, Самарканда, дворец в Шахрисабзе). Архитектура мавзолеев эволюционировала от простого купольного объема к сложному комплексному зданию (Ишратхана и Аксарай в Самарканде). На фасадах широко применяли многоцветную наборную керамическую мозаику, в интерьерах — орнаментальные росписи, в том числе с позолотой, со второй половины XV в. — рельефную на глиняной основе многоцветную с позолотой роспись "кундаль". Из письменных источников известно о сюжетных росписях во дворцах Тимура. Сохранились отдельные памятники книжной миниатюры. Процветали художественные ремёсла. В зодчестве XVI-XVII вв. продолжали развиваться объёмно- планировочные решения прошлых веков, совершенствовались и усложнялись сводчато-купольные конструкции; были завершены парадные архитектурные ансамбли в Бухаре и Самарканде. Достигли расцвета среднеазиатская школа миниатюры, традиционные виды декоративно-прикладного искусства. С конца XVIII-XIX вв. застраивались города, разорённые в первой половине XVIII в. междоусобицами и набегами кочевников. Воздвигались традиционного типа культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи в Хиве, Бухаре) и дворцы (Таш-Хаули в Хиве, Худояр-хана в Коканде) с использованием композиционных приёмов народного жилища и с пышным декором. С присоединением территории Узбекистана к России внедрялись принципы русского градостроительства. По регулярным планам строились новые (Скобелев, ныне Фергана) и развивались старые (Андижан, Самарканд, Ташкент) города. Для народной архитектуры Узбекистана XVIII — начала XX вв. характерны: в районах Ферганы — дома с раздвижными стенами и ставнями, декоративными стенными нишами, резьбой по ганчу и потолочными росписями; для Бухары и Самарканда — айваны с фигурными колоннами, настенными росписями и резьбой по ганчу; для Хивы — замкнутый дворик с айванами на деревянных резных колоннах, богатая деревянная резьба; сельские усадьбы нередко имитировали формы крепостной архитектуры. В различных областях Узбекистана были распространены ткачество (хлопчатобумажные, полушёлковые и шёлковые ткани, одноцветные, полосатые с так называемым абровым радужным узором), набойка, вышивка (тюбетейки, предметы одежды, сюзане), золотое шитьё, ковроделие (ворсовые ковры с диагональной расцветкой композиции центр, поля, паласы), обработка кожи, производство художественных изделий из металла, ювелирное искусство, керамика. В орнаменте, отмеченном музыкальной плавностью линий, преобладали изображения вьющегося побега — "ислими", дополненные различными растительными, эпиграфическими, геометрическими, астральными, зооморфными и предметными мотивами. В конце XIX — начале XX вв. декоративно-прикладное искусство Узбекистана переживало некоторый упадок. Зародившаяся в конце XIX — начале XX вв. станковая живопись отмечена чертами этнографизма и пассивно-созерцательного бытописательства (И. С. Казаков, С. П. Юдин и другие).

После Октябрьской революции 1917, установления Советской власти в Узбекистане и образования Узбекской ССР (1924) в развитии искусства Узбекистана произошёл коренной перелом. Строительство в республике было первоначально связано с развитием народного хозяйства (хлопководства, ирригации), сооружением первых электростанций, промышленных предприятий. В архитектуре 20-х гг. одни сооружения сохранили черты дореволюционного эклектизма, другие создавались в духе конструктивизма, третьи воплотили попытки сочетать формы современной архитектуры с элементами среднеазиатского зодчества (Президиум АН Узбекской ССР в Ташкенте, архитектор город М. Сваричевский). В 30-х гг. составлялись генеральные планы реконструкции городов (Андижана, Самарканда, Ташкента и др.), закладывались новые города социалистического типа (Чирчик). В архитектуре общественных зданий использовались приёмы конструктивизма и неоклассицизма (Дом правительства в Ташкенте, архитектор С. Н. Полупанов), элементы монумент, средневекового зодчества и народного жилища Узбекистана Для оформления фасадов и интерьеров широко привлекались народные мастера — орнаменталисты. В жилищном строительстве начал складываться тип многоэтажного дома. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 развернулось особенно интенсивно промышленное строительство. Были созданы генеральные планы Ташкента и новых промышленных центров (Алмалыка, Бекабада и др.). Значительное влияние на развитие зодчества Узбекистана 40-х — первой половины 50-х гг. оказала архитектура Большого театра оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте (архитектор А. В. Щусев), в которой классические формы сочетались с традиционным среднеазиатским декором. В 60-70-х гг. завершился переход к индустриальным методам строительства, было освоено каркасное крупноблочное многоэтажное домостроение, позволяющее возводить благоустроенные здания с учётом жаркого климата и высокой сейсмичности. Яркий образец градостроительства Узбекистана 60-х гг. — город Навои. Новые принципы советской архитектуры нашли выражение в восстановлении и строительстве Ташкента после землетрясения 1966. Архитектура общественных зданий 60-80-х гг. отличается чёткой функциональностью пространственных компози- ций, монументальностью объёмов (Дворец искусств, 1962-64, архитекторы В. В. Березин и др.; Ташкентский филиал ЦМЛ, 1970, архитекторы Е. Г. Розанов и др.; гостиница "Узбекистан", 1974, архитекторы И. А. Мерперт и др.; Выставочный зал СХ Узбекистана, 1974, архитекторы Ф. Ю. Турсунов, Р. А. Хайрутдинов; Дворец дружбы народов СССР имени В. И. Ленина, 1981, архитекторы С. Р. Адылов, Е. Букина, Розанов и др.; гостиница "Москва", 1982, архитектор В. Л. Спивак, все — в Ташкенте), широким использованием в оформлении монументальной живописи, скульптуры, традиционного народного архитектурного декора. Для становления изобразительного искусства Советского Узбекистана важное значение имело развитие в послереволюционные годы агитационно-массовых видов искусства, плаката, сатирического рисунка, газетно-журнальной и книжной графики: В. Л. Рождественский, И. Икрамов, М. И. Курзин, А. В. Николаев (уста Мумин), С. А. Мальт, М. Хакимджанов и др. Среди живописцев Советского Узбекистана в 20-х гг. выдвинулись художники Л. Л. Бурэ, П. П. Беньков, А. Н. Волков, О. К. Татевосян, А. В. Николаев, Н. Г. Карахан и У. Тансыкбаев, в творчестве которых по-разному проявились поиски национальной самобытности, многообразие стилистических решений, светотеневых и колористических приёмов. В 30-х гг. мастера Советского Узбекистана овладевали методом социалистического реализма, обращались к историко-революционной тематике, образу нового, советского человека, социалистическим преобразованиям. Наряду с Беньковым и другими успешно работали Н. В. Кашина, З. М. Ковалевская. В 1932 был создан оргкомитет СХ Узбекской ССР. Начали работать представители поколения национальных художественных кадров А. А. Абдуллаев, Л. А. Абдуллаев, Р. М. Тимуров, Б. Хамдами. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 художники Узбекистана создавали агитационные плакаты и сатирические рисунки ("Окна УзТАГа"), полотна, посвящённые героике фронта и тыла. В 50-х гг. преобладали жанровые полотна на современные темы, пейзажи (Р. Ахмедов, Н. Кузыбаев, З. Иногамов), развивались монументальная живопись (Ч. Г. Ахмаров), скульптура (Ф. И. Грищенко, Н. К. Крымская, А. И. Иванов), книжная и станковая графика. Искусство 60-80-х гг. характеризуется активизацией выразительных средств, обогащением пластического языка искусства, образным обобщением натуры (живописцы Дж. Умарбеков, Р. Чарыев, С. Абдуллаев, Ш. Абдурашитов, графики К. Башаров, В. С. Паршин, М. А. Кагаров, А. Н. Циглинцев), стремлением к глубокому пониманию национальных характеров (скульпторы А. К. Ахмедов, М. Мусабаев, А. Байматов, X. Хуснутдинходжаев, график Т. Мухамедов). В декоративно-прикладном искусстве Советского Узбекистана в 20-30-х гг. были восстановлены основные виды традиционного народного творчества. Для 60-80-х гг., периода нового подъёма прикладного искусства Узбекистана, характерно многообразие местных школ керамики (Гиждувана, Риштана, Самарканда, Хивы, Шахрисабза), производство абровых шелков в Маргилане, Намангане, вышивание национальных тюбетеек, ручных и машинных сюзане, декоративных монумен- тальных панно. Развиваются искусство изготовления ковров и паласов, национальных музыкальных инструментов, золотое шитьё и др.; в синтезе с архитектурой — традиционная резьба и роспись по дереву, мрамору, ганчу.

СА Узбекской ССР основан в 1934-35, СХ Узбекской ССР — в 1938.

Узбекская Советская Социалистическая республика

Голова юноши. Настенная роспись из буддийского монастыря Фаяз-Тепе. 1 — 2 вв.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 2

Голова воина. Из Халчаяна. Глина, окраска. 1 в. до н.э. — 1 в. н.э. Институт искусствознания имени Хамзы Министерства культуры Узбекской ССР. Ташкент.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 3

Мавзолей Араб-ата в с. Тим. 977/978.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 4

Панно из дворца правителей Термеза. Резьба по стуку (ганчу). 11 — 12 вв. Эрмитаж. Ленинград.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 5

Али-ибн-Мухаммед из Серахса. Минарет в Джаркургане. 1108/1109.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 6

Мухаммед Салих и др. Медресе Абдулазиз-хана в Бухаре. 1652. Деталь свода.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 7

Мужской халат. Золотое шитьё. Бухара. 1860. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 8

Архитекторы Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов, Ю. А. Болдычев. Филиал Центрального музея В. И. Ленина в Ташкенте. 1970.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 9

Низам-ад-дин из Карши. Кувшин ("Афтоба"). Медь, ковка, литьё, чеканка. 1867/1868. Хивинский музей.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 10

О. П. Айдинова и др. Гостиница "Бухаро" в Бухаре. 1974.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 11

Ч. Ахмаров. "Сад поэтов". Фрагмент росписи в институте востоковедения имени А. Бируни в Ташкенте. Алебастр, темпера. 1968 — 1970.

Узбекская Советская Социалистическая республика. Рис. 12

Р. Ахмедов. "Утро. Материнство". 1962. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ИИН СССР, т. 1-9 (книга 2), М., 1971-84; Пугаченкова город А., Л. И. Ремпель, История искусств Узбекистана..., (М., 1965); Искусство Советского Узбекистана. 1917-1972, М., 1976; М. Д. Терлина, Узбекское золотое шитье, Л., 1982; Т. Махмудов, Эстетика живописи Узбекистана, Ташкент. 1983.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Cовет Cоциалистик Pеспубликаси), Узбекистан, — расположена в сев. и центр. части Cp. Aзии. Ha C. и C.-З. граничит c Kазах. CCP, на Ю.-З.- c Tуркм. CCP, на C.-B. и Ю.-B. — c Kиргизской CCP и Tаджикской CCP, на Ю.- c Aфганистаном. Пл. 447,4 тыс. Горная энциклопедия
  2. УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Узбекистан, — граничит на С., С.-З. с Казах. ССР, на В. и С.-В. с Кирг. и Тадж. ССР, на Ю.-З. с Туркм. ССР, на Ю. по р. Амударье проходит гос. граница СССР с Афганистаном, на С. омывается Аральским м. Узб. ССР образована 27 окт. Советская историческая энциклопедия
  3. Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С.-З. с Казахской ССР, на Ю.-З. с Туркменской ССР, на Ю.-В. Большая советская энциклопедия