Тициан
(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. — 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, раскрытием глубоких драматических конфликтов времени.
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго; так называемая "Цыганская мадонна", Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после изучения Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль. Его спокойные и радостные образы отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветлённостью. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; "Флора", около 1515, Уффици; "Динарий кесаря", 1518, Картинная галерея, Дрезден). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон; "Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр).
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 30-е гг.) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо; "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон; "Положение во гроб", 20-е гг., Лувр). В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями ("Введение во храм", 1534-38, Галерея Академии, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Уффици).
Конец 30-х — 40-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными ("Ипполито Медичи", 1532-33, так называемая "Ла Белла", около 1536, "Пьетро Аретино", 1545, — все в Галерее Палатина, Флоренция; "Карл V", 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей ("Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе", 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В поздний период Тициан достиг вершин живописного мастерства и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан противостоял нарастающей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде его поздних произведений, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений ("Даная", около 1554, Прадо, ГЭ; "Венера и Адонис", 1554, Прадо; "Венера перед зеркалом", 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни ("Положение во гроб", 1559, Прадо; "Кающаяся Мария Магдалина", 60-е гг., и "Св. Себастьян" — оба в ГЭ; "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция). В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Мастер строит цветовую гамму, подчинённую золотистому тону, на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зелёного цветов. Манера письма Тициана становится исключит, свободной; композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на холст не только кистью, но и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Свободная манера письма Тициана оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.
"Любовь земная и небесная". Около 1515 — 1516. Галерея Боргезе. Рим.
"Портрет Ипполито Риминальди". Около 1548. Галерея Питти. Флоренция.
Francesco Maria I. della Rovere
Kaiser Karl V. zu Pferde
Isabella d'Este
The Feast of the Gods
Venus und Adonis
Venus und der Lautenspieler
Venus von Urbino
Венера Урбинская. 1538. Уффици. Флоренция
Портрет Карла V в кресле. 1548.
Литература: (Т. Фомичева), Тициано Вечеллио. (Альбом), М., 1960; И. А. Смирнова, Тициан и венецианский портрет XVI в., М., 1964; В. Н. Лазарев, Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972; (Л. А. Ефремова), Тициан. (Альбом), М., 1977; Н. Поцца, Тициан, перевод с английского, М., 1981; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Firenze, 1969; Wethey H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1969; Walther A., Tizian, Lpz., 1978; Gentili A., Da Tiziano a Tiziano, Mil., 1980.
Значения в других словарях
- Тициан — (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы (См. Большая советская энциклопедия
- Тициан — Собств. Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio). Ок. 1488/1490, Кадоре (ныне Пьеве-ди-Кадоре) — 1576, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциальной семьи. Ок. 1500 ребенком был отдан отцом. Европейское искусство. Энциклопедия
- ТИЦИАН — ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90-1576) — итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Большой энциклопедический словарь
- Тициан — См. Вечеллио. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона