Среднеазиатская школа
Миниатюры, одна из средневековых школ миниатюрной живописи. На рубеже XIV-XV вв. в Самарканде работали миниатюристы во главе с багдадским художником Абд аль-Хай. Произведениям XV в. (иллюстрации к "Хамсе" Низами 1446/47 (Султан аль-Баварди и др., Дворец-музей Топкапы, Стамбул), астрономическому трактату около 1437 (Национальная библиотека, Париж), "Шахнаме" Фирдоуси (Ленинградское отделение института Востоковедения, АН СССР)) присущи тонкость рисунка, яркость колорита, стилистическая близость гератской школе, но в отличие от неё — лапидарность и выделение тюркских аксессуаров. В первой половине XVI в. в Бухаре, Самарканде. Шахрухии одни художники развивали местный стиль (Махмуд Музахиб), другие — традиции Бехзада; во второй половине XVI в. создавались произведения экспрессивного (Мухаммед Мурад Самарканди), парадно-гедонистического (Абдулла) и жанрового характера. Разнообразие творческих манер присуще миниатюре XVII в. (Мухаммед Муким, Мухаммед Шариф, Мухаммед Дервиш ас-Самарканди и др.), в которой иногда ощутимо влияние могольской школы. К XVIII в. традиции среднеазиатской школы почти угасают; работают лишь отдельные художники (Ахмед Келля и др.).
Литература: Г. А. Пугаченкова, О. И. Галеркина, Миниатюры Средней Азии..., М., 1979.