Рибера Хусепе де

(Ribera; прозвище — Спаньолетто, Spagnoletto — "Маленький испанец") (1591-1652), испанский живописец и гравёр. Крупнейший представитель испанского реалистического искусства XVII в. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. В 1613 уехал в Италию, в 1616-18 работал в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. В начале творчества испытал влияние Караваджо. После возвращения в Испанию продолжил реалистические искания Ф. Рибальты и Ф. Эрреры Старшего. Для раннего творчества Риберы (в том числе для офортов, 1620-30-е гг.) характерны резкие контрасты света и тени, драматические сцены мученичества, в которых воплощается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованные как образы представителей социальных низов ("Демокрит", 1630, Прадо). Подчёркнутая правдивость и материальная осязаемость изображений сочетаются в них с возвышенным художественным обобщением. С середины 1630-х гг. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям; светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками ("Поклонение пастухов", 1638, Музей изящных искусств, Гренобль). Глубокой человечностью отмечены произведения Риберы 1640-х гг.: "Св. Инесса" (1641, Картинная галерея, Дрезден), в образе которой воплощено представление о целомудренно-чистой, светлой и трогательной юности, и "Хромоножка" (1642, Лувр), поразительная по своей неприкрашенной правдивости фигура мальчика-калеки, написанная с почти торжественной монументальностью.

Рибера Хусепе де

"Святая Инесса". 1641. Картинная галерея. Дрезден.

Литература: Т. П. Знамеровская, X. Рибера, 3 изд., М., 1982; Brown J., J. de Ribera: prints and drawings. (Catalogue), Princeton, 1973.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me