Райт Франк Ллойд
(Wright) (1869-1959), американский архитектор. Основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. В 1886 посещал Университет Висконсина. В 1887 переехал в Чикаго, работал в 1887-93 у Л. Салливена, влияние которого на Райта было решающим. Уже в первых постройках Райта симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряжённо-экспрессивное романтическое решение (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усилились у Райта после 1893, когда он, работая самостоятельно, строил серию загородных домов-особняков ("дома прерий"; дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902). Под влиянием традиционной японской архитектуры Райт впервые осуществил идею единой системы "перетекающих" внутреннее пространств (дом Роби в Чикаго, 1909). Горизонтальными полосами окон, террасами и открытыми лоджиями, свесами кровель интерьеры "домов прерий" связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочеталось у Райта с рациональным использованием специфических свойств строительных материалов и конструкций (здание фирмы "Ларкин" в Буффало, 1905). В начале 20-х гг. строил дома из бетонных блоков, членя фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадине, штат Калифорния, 1923). С 30-х гг. Райт — лидер органичной архитектуры, программным произведением которой стал дом Кауфмана ("Дом над водопадом") в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936). Опираясь на аналогии с природными формами, Райт создал "древоподобные" структуры высотных зданий с бетонными "стволами", вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них "ветвями" — консольными перекрытиями ("Башня Прайса" в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1953-56). В ряде сооружений стремился организовать архитектурное пространство на основе углов 60° и 120°, круга и спирали ("дом-соты" — дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). В здании Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект — 1943-46, строительство — 1956-59) главный объём образован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик; цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность "текучей" формы ограждения.
Творчество Райта образует прямую связь между архитектурными идеями конца XIX в. и достижениями мировой архитектуры середины XX в. Сохраняя верность утопической мечте о жизни среди природы (проект "города широкого простора" — Бродэйкр-сити, 1934-35) и видя в принципах органичной архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Райт был также одним из основоположников рационализма в современной архитектуре.
Сочинения: Будущее архитектуры, М., 1960.
Литература: А. Ф. Гольдштейн, Ф. Л. Райт, М., 1973; Twombly R. С., F. L. Wright, an interpretive biography, N. Y., 1973; Storrer W. A., The architecture of F. L. Wright, a complete catalog, Camb., 1974.