Пуссен Никола

(Poussin) (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII в. Учился у К. Варена и др. Испытал влияние А. Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана; зарисовывал и обмерял античные статуи; изучал трактаты Леонардо да Винчи и А. Дюрера; занимался анатомией и математикой. Работал в Риме (1624-65). Выезжал в Париж (1640-42). В 20-х гг. создал произведения высокого гражданственного звучания ("Смерть Германика", 1626-27, Институт искусств, Миннеаполис), поэтические картины на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонированного колорита ("Ринальдо и Армида", 1625-27, ГМИИ; "Танкред и Эрминия", 30-е гг., ГЭ; "Парнас", 1630-35, Прадо). Господствующий в произведениях Пуссена 30-х гг. ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека ("Аркадские пастухи", около 1629-30, Чатсуорт; "Вдохновение поэта", 1635-38, "Нахождение Моисея", 1638, — обе в Лувре). В работах Пуссена 50-х гг. усиливается этико-философский пафос. Художник обращается к античным сюжетам, уподобляет библейских и евангельских персонажей героям классической древности, добиваясь полноты образного звучания, ясной гармонии целого ("Отдых на пути в Египет", 1658, ГЭ; "Великодушие Сципиона", 1653, ГМИИ; автопортрет, 1650, Лувр). Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности; часто мифологические персонажи, вводимые в пейзаж, олицетворяют различные стихии ("Пейзаж с Полифемом", около 1649, ГЭ; серия "Времена года", 1660-64, "Аполлон и Дафна", 1664, — все в Лувре); используя в пейзаже эпизоды библейских и евангельских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы как начала, регулирующего взаимоотношения человека и природы.

Пуссен Никола

"Аркадские пастухи" (второй вариант). Около 1650. Лувр. Париж.

Пуссен Никола. Рис. 2

Der Triumphzug des Neptun (Das Baccanal Richelieu)

Пуссен Никола. Рис. 3

Helios and Phaeton with Saturn and the Four Seasons

Пуссен Никола. Рис. 4

The dance to the music of time

Пуссен Никола. Рис. 5

Мор в Азоте. 1630-31. Лувр. Париж

Пуссен Никола. Рис. 6

Похищение сабинянок. 1637. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Литература: В. Н. Вольская, Пуссен, М., 1946; Ю. К. Золотов, Пуссен и вольнодумцы, в сб.: Советское искусствознание 78, (в.) 2, М., 1979; Kauffmann G., Poussin-Studien, В., 1960; Friedlдnder W., N. Poussin, N. Y., 1966; Blunt A., N. Poussin, v. 1-2, N. Y., 1967; Thuillier J., L'opera complete di Poussin, Mil., 1974.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пуссен Никола — Пуссен Никола Орфографический словарь. Одно Н или два?
  2. Пуссен Никола — Пуссен (Poussin) Никола (1594—1665), французский живописец. Основоположник классицизма в европейском изобразительном искусстве. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические... Большая биографическая энциклопедия