Португалия

(Portugal), Португальская Республика, государство в западной части Пиренейского полуострова. От эпохи палеолита на территории Португалии сохранились наскальные росписи (в Сантьягу-ду-Эшкорал), от эпохи неолита — дольмены, керамика, антропоморфные фигурки из пластинок шифера.

В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. на холмах возводили укрепленные поселения ("ситанья") с круглыми в плане домами из блоков песчаника. Многочисленные завоеватели обогащали местные традиции каменного зодчества (руины римского так называемого храма Дианы в Эворе, II-III вв. до н. э., и другие здания; вестготские трехнефные базилики, VII в.). Арабская строительная культура оставила след главным образом в народном жилище юга страны. К XII в. поселения выросли в города с нерегулярной планировкой.

Романское зодчество, распространявшееся в Португалии вслед за продвижением Реконкисты (огромные городские соборы в Браге, Визеу, Эворе, Лисабоне; многочисленные монастыри и приходские церкви), было проникнуто духом крепостной архитектуры. Романский облик сохранялся в монастырских храмах XII-XIV вв., готических по плану и пространственной композиции интерьера. Поздняя готика стала конструктивной основой для национального декоративного стиля "мануэлино", сочная пластичность которого отличалась от современного ему испанского стиля платереско и сочетала причудливо-натуралистические детали (изображения раковин, кораллов и т. д.) с готическими, мавританскими и другими мотивами (перестройка и строительство монастырей Санта-Мария да Витория в Баталье, 1490-1522, архитекторы Боитак и Матеуш Фернандиш Старший; Жеронимуш в Лисабоне, 1502-20). Развитие "мануэлино" было прервано распространением ренессансных форм, вошедших в моду при дворе с 1520-х гг. (архитекторы Диогу ди Торралва и др.). В период испанского господства (1581-1640) зодчество пришло в упадок.

Скульптурный декор романских храмов Португалии по технике исполнения напоминает резьбу по дереву. На XIII-XV вв. приходится расцвет готической пластики (крупнейший центр — Коимбра). Своеобразны каменные надгробия с фигурами умерших и ангелов на верхней плите, сочетающие портретность лиц с обобщённо-пластической трактовкой форм и отточенностью декоративных деталей (надгробие Инеж ди Каштру в Алкобасе, мрамор, вторая половина XIV в.). Беспокойной живописью и напряженной динамикой отмечены ренессансные произведения, создаваемые преимущественно выходцами из Франции (Н. Шантерен, Ф. Ударте и др.). В живописи XV-XVI вв., проникнутой сильным влиянием ранненидерландского искусства, выделяются "алтарь св. Винцента" с фигурами многочисленных донаторов, отличающийся беспристрастной правдивостью образов, острой индивидуализацией характеристик (вторая половина XV в., Нуну Гонсалвиш (?)), а также архаичные, но полные суровой одухотворённости произведения мастеров школы Визеу (Вашку Фернандиш, Гашпар Ваш), светские по духу композиции лиссабонской школы (Грегориу Лопиш, Жоржи Афонсу), придворные портреты (Криштован ди Мораиш и др.). Самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство XVI-XVII вв., в котором скрещиваются европейские и восточные традиции (мебель, ковры, ткани, керамика лузитано-восточного и индо-португальского стилей, майоликовые плитки азулежу),

В конце XVII-XVIII вв. возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лиссабона после землетрясения 1755). Эклектическому творчеству Ф. Лудовиси противостоит национальный вариант барокко на севере страны (архитекторы Ж. Антуниш, Н. Назони). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве XIX в. преобладает классицизм. Идеи современной архитектуры получают развитие в основном после второй мировой войны 1939-45, когда симметричные планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строительные конструкции и смелые пространственные решения (архитекторы Ф. К. ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.). В 50-70-х гг. проведена реконструкция ряда районов Лиссабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами.

В изобразительном искусстве XVII-XVIII вв. барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и каменной скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках — "презепиу" (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи XVIII — начала XIX вв. традиции позднего итальянского барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академического толка (Ф. Виейра Портуэнси). С буржуазной революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португальского романтизма. Во второй половине XIX — начале XX вв. в искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соариж душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Силва Порту, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А. Созы Кардозу и представительницы абстрактного искусства М. Э. Виейры ди Силва. После свержения фашистского режима (1974) ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в борьбу за прогрессивно- демократическое преобразование страны (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил).

Португалия

М. Фернандиш Старший. Портал "Неоконченной капеллы" в монастыре Баталья. 1509.

Португалия. Рис. 2

Нуну Гонсалвиш (?). Алтарь св. Винцента. Вторая половина 15 в. Фрагмент. Национальный музей старинного искусства. Лисабон.

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 4, 5, 7, Л.-М., 1966-69; Franзa J.-A., A arte em Portugal no sйculo XIX, 2 ed., v. 1-2, Lisboa, 1981; его же, О retrato na arte Portuguese, Lisboa, 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Португалия — (Portugal) Португальская Республика (República Portuguêsa). I. Общие сведения П. — государство на крайнем Ю.-З. Европы. Расположено в западной части Пиренейского полуострова, а также на островах Азорских и Мадейра в Атлантическом океане. Большая советская энциклопедия
  2. ПОРТУГАЛИЯ — (Portugal), Португальская Республика — гос-во на юго-зап. Европы, в зап. части Пиренейского п-ова, на о-вах Азорских и Мадейре (в Атлантическом океане). Первые марки П. вып. в 1853, назв. гос-ва на них не было, с 1866 на марках — назв. страны. В 1876 вып. Филателистический словарь
  3. Португалия — Португальская Республик а, гос-во на Ю.-З. Европы. Названо по городу Порту-Кале (ныне Порту), который уже в IX в. стал ядром княжества Португал, совр. гос-во Portugal, русск. традиц. Португалия. Топонимический словарь
  4. ПОРТУГАЛИЯ — (Portugal) — государство на Ю.-З. Европы, на З. Пиренейского полуострова. Включает также Азорские о-ва и о. Мадейра в Атлантическом ок. Площ. 92 тыс. км2. Нас. 9,2 млн. чел. (1966), св. 99,5% — португальцы. Столица — Лисабон. Гос. яз. — португальский. Советская историческая энциклопедия
  5. Португалия — (Portugal), гос-во на крайнем ЮЗ. Европы. Занимает зап. ч. Пиренейского п-ова, Азорские о-ва (вулкан Пику, 2351 м) и арх. Мадейра. На С. и В. граничит с Испанией, на З. и Ю. обращена к Атлантическому океану. Пл. 92 тыс. км² (в т.ч. о-ва 3,1 тыс. км²). Словарь географических названий
  6. Португалия — (Portugal), Португальская Pеспубликa (Republica Portuguese), — гос-во на крайнем Ю.-З. Eвропы, Pасположено в зап. части Пиренейского п-ова, a также на o-вах Aзорских и Mадейра в Aтлантич. ок. Пл. ок. 92 тыс. км2, в т.ч. o-вов св. 3 тыс. км2. Hac. Горная энциклопедия
  7. Португалия — I [Карта П. — см. карту Испании.] — королевство в Европе. Занимает западную часть Пиренейского п-ова, между 36°59' — 42°8'сев. шир. и 6°10' — 9°31' запад. долг. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. Португалия — Португа́лия португа́льский, уже у Триф. Коробейн. (1594 г.), стр. 60. Через нем. Portugal или ит. Portogallo – то же, затем выравнено по др. названиям стран на -ия. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. ПОРТУГАЛИЯ — ПОРТУГАЛИЯ (Portugal) — Португальская Республика (Republica Portuguesa) — государство на юго-западе Европы, на Пиренейском п-ове, о-вах Азорских и Мадейра в Атлантическом ок. 92 тыс. км2. Население 9,8 млн. человек (1993) — главным образом португальцы. Большой энциклопедический словарь