Палладио Андреа

(Palladio; собственно ди Пьетро, di Pietro) (1508-1580), итальянский архитектор. Под руководством гуманиста Дж. Дж. Триссино получил архитектурное и всестороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство Палладио, основанное на глубоком изучении античной и ренессансной архитектуры, — одна из вершин Позднего Возрождения. Уже в ранних постройках (так называем. Базилика в Виченце, перестроена в 1549 из дворца Раджоне, XIII в.) Палладио органически сочетал римское величие и значительность обширных открытых аркад с венецианской свободой и богатством декора. Многочисленные дворцы Палладио в Виченце (палаццо Тьене, Кьерикати — оба начаты в 1550, и Вальмарана, начато в 1566, так называемая лоджия дель Капитанио, 1571) обычно представляют собой кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер стал для Палладио не столько нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразных композиционных вариаций, с удивительной гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. В своих гражданских постройках, нередко с так называемым большим ордером, Палладио добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая характерный для палаццо Возрождения контраст целостного фасада и пластически расчленённого аркадного внутреннего двора), а всего здания в целом — с городской средой. Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, проникнутых элегически-просветлённым чувством природы и отмеченных классической ясностью и простотой форм и композиции (виллы Капра или "Ротонда" близ Виченцы, 1551-67, окончена в 1580-91, архитектор В. Скамоцци, Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-70). В культовом зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565-80, и Иль Реденторе, окончена в 1592) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с базиликальным типом храма. Одним из первых создал проект театрального здания нового времени (театр Олимпико в Виченце, 1580-85, окончен Скамоцци), в котором сочетал форму амфитеатра с оптически иллюзорными декорациями сцены. Палладио прославился как автор трактата "Четыре книги об архитектуре" (1570), явившегося ренессансной интерпретацией труда Витрувия, а также трактатов "Римские древности" (1554) и "Комментарии к Юлию Цезарю" (1575). Палладио оказал огромное влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве XVII-XVIII вв. (см. Палладианство).

Палладио Андреа

Вилла Капра (вилла "Ротонда") близ Виченцы. 1551 — 167. (Закончена в 1580 — 1591, архитектор В. Скамоцци). Фасад.

Сочинения: Четыре книги об архитектуре, 2 изд., М., 1938.

Литература: Д. Е. Аркин, Палладио в Виченце, в его кн.: Образы архитектуры, М., 1941; Puppi L., A. Palladio, v. 1-2, Mil., 1973; Palladio: la sua eredita nel mondo. (Catalogo), Venezia, 1980.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Палладио Андреа — (Palladio, 1508—80) — знаменитый итал. архитектор последней поры эпохи Возрождения. В своих постройках отличался гениальной трактовкой архитектурных форм древнеримского зодчества и искусством соблюдать гармонию в распределении частей сооружения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Палладио Андреа — Палладио (Palladio) Андреа (настоящая фамилия ди Пьетро, di Pietro) (1508—1580), итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Большая биографическая энциклопедия