Нитхардт М.

МАТИС (Nithardt) (около 1470-75 — 1528), немецкий живописец эпохи Возрождения. С XVII в. ошибочно называем Грюневальд (Grьnewald). В 1508-25 (или 1526) был придворным живописцем, художественным советником и специалистом — гидротехником майнцских архиепископов и курфюрстов. В 1525-26 подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне 1524-26 и возможное участие в ней на стороне восставших. Творчество Нитхардта тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнились антифеодальным бунтарским содержанием. Образ замученного Христа и подчёркнуто простонародные типы святых у Нитхардта проникнуты духом протеста и по-своему выразили трагический эмоциональный накал эпохи. В центральных произведениях — 9 частях Изенхеймского алтаря (1512-15, Музей Унтерлинден, Кольмар) — полные спиритуализма, трагического напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей ("Распятие") сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы ("Рождество"). Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света ("Воскресение"), уступает место образам внутренне просветлённым, проникнутым гуманистическим началом ("Св. Себастьян"). В последующих работах Нитхардта сказывается воздействие искусства итальянского Возрождения ("Штуппахская мадонна", 1517-19, приходская церковь, Штуппах; "Встречи Эразма и Маврикия", около 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произведениях Нитхардт вновь обратился к теме "страстей Христовых" и к экспрессивному языку позднеготической живописи ("Таубербишофсхеймский алтарь", 1523-24, Кунстхалле, Карлсруэ; "Оплакивание Христа", 1524-25, приходская церковь, Ашаффенбург).

Литература: А. Н. Немилов, Грюневальд, М., 1972; Schmid H. A., Die Gemдlde und Zeichnungen von M. Grьnewald, Bd 1-2, Strassburg, 1907-11; Zьlch W. K., Grьnewald. Der historische Grьnewald..., Mьnch., 1938; Vogt A. M., Grьnewald. Meister gegenklassischer Malerei, Z.-Stuttg., 1957; Scheja G., Der Isenheimer Altar des Mathias Grьnewald, Kцln, 1969; Ruhmer E., Grьnewald. Zeichnungen, Kцln, 1971.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me