Монументальное искусство

Род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже — природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно-образную завершённость. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т. д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры). Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произведения монументального искусства являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля. Изобразительно- тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий. Стремление к выражению возвышенных, общезначимых идей диктует величавость, значительность форм произведений монументального искусства (см. Монументальность). Некоторые произведения монументального искусства играют в архитектуре роль аккомпанемента, усиливая эстетическую выразительность её форм. Функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов и пр. придают этому виду монументального искусства архитектонически-орнаментальные качества, близкие декоративному искусству, поэтому его часто именуют монументально- декоративным искусством. Однако резкой грани между этими двумя разновидностями монументального искусства не существует.

Произведения монументального искусства отличаются величием и значительностью идейного содержания, имеют, как правило, строгие обобщенные формы и обычно создаются из долговечных материалов. Их назначение подчинено большим общественным и государственным задачам и возникает из необходимости пропаганды и популяризации в массах значительных общественных идей. С утратой этих идей произведения монументального искусства теряют качество монументальности. В условиях классового антагонистического общества и эксплуататорского государства монументальное искусство, испытывая их прямое воздействие, используется в целях пропаганды идеологии господствующих классов. Роль монументального искусства особенно возрастает в периоды общественного подъёма и расцвета искусства, когда оно выражает передовые демократические и гуманистические идеи (скульптурное убранство Парфенона в Афинах, фрески Рафаэля, Микеланджело и др. в эпоху Возрождения в Италии, скульптурные работы И. П. Мартоса и др. в России первой четверти XIX в., произведения мексиканских монументалистов XX в.).

Монументальное искусство в социалистическом обществе призвано участвовать в активном преобразовании действительности; освободившись от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, оно полностью раскрывает свои демократические начала, расширяет сферу своего действия до масштабов целых городов и крупнейших общественных комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монумент, скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера, живопись В. А. Фаворского, П. Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-80-е гг. монументальное искусство становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений и комплексов (мемориальный ансамбль в Волгограде, скульптор Е. В. Вучетич и др.; комплекс "Зелёный пояс Славы" под Ленинградом), крупных общественных сооружений (Кремлёвский дворец съездов в Москве). В социалистическом обществе созданы предпосылки для того, чтобы монументальное искусство стало одним из важнейших компонентов идейно насыщенной, художественно организованной среды для трудовой и общественной жизни человека.

Литература: В. П. Толстой, Монументальное искусство СССР. Альбом, М., 1978; его же, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; И. Н. Воейкова, Монументалисты Советской России, Л., 1982.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Монументальное искусство — Род искусств пластических (См. Искусства пластические); охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К М. Большая советская энциклопедия
  2. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. Большой энциклопедический словарь
  3. Монументальное искусство — Род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. Словарь по культурологии