Менье Константен Эмиль

(Meunier) (1831-1905), бельгийский скульптор и живописец. Учился у своего брата — Ж. Б. Менье, в АХ в Брюсселе у Ф. Ж. Навеза. В начале творчества (с 1851) работал как скульптор академического направления, но вскоре обратился к живописи. В его картинах на религиозные и исторические сюжеты под влиянием Ш. де Гру, Г. Курбе и Ж. Ф. Милле усиливаются реалистические тенденции. После поездок на рубеже 70-80-х гг. в промышленные районы Бельгии и Испании Менье пришёл к основной теме своего творчества — изображению рабочих, их трудовых будней (триптих "Шахта", около 1878, Музей К. Менье, Брюссель). В середине 80-х гг. он вновь возвратился к скульптуре. Изображая типичных представителей различных рабочих профессий, Менье стремился придать образам героическое звучание ("Молотобоец", 1885, "Грузчик", около 1905, — оба бронза, Музей К. Менье, Брюссель), показать тяжесть труда в условиях капиталистической эксплуатации ("Пудлинговщик", бронза, 1886, Музей старинного искусства, Брюссель). Скульптурные работы Менье при реалистической чёткости трактовки деталей отличаются обобщённостью, а нередко и аллегоризмом образов, острой выразительностью целостных силуэтов, живописностью трактовки скульптурной поверхности. С 80-х гг. Менье работал над композицией "Памятник труду" (открыт в 1930 в Брюсселе). Творчество Менье имело большое значение для развития социально-критического направления в европейском искусстве XX в.

Менье Константен Эмиль

"Грузчик". Бронза. Около 1905. Музей К. Менье. Брюссель.

Литература: О. Д. Никитюк, К. Менье, М., 1974.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me