Мемориальные сооружения

(от лат. memorialis — памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна, обелиск; в современной практике — архитектурно-скульптурные комплексы (иногда в сочетании с другими видами искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение мемориального сооружения нового времени большое воздействие оказала идея "светского храма", получившая особое развитие в эпоху Просвещения с характерным для неё культом гения. В искусстве XVIII — первой половины XIX вв. на место традиционной портретной статуи выдвигается архитектурный монумент, связанный с естественным природным окружением или пейзажным парком; возникают мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов — национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 (1815, архитектор А. Л. Витберг)). В последней четверти XIX в. в облике мемориальных сооружений превалируют эклектизм и псевдостили, мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Мемориальные сооружения 1920-30-х гг. связаны с традициями стиля "модерн" и национально-романтических течений; они посвящены в основном жертвам Первой мировой войны 1914-18 (ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-36, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др.). Мемориальные здания и музеи носят неоклассицистический характер (мемориал А. Линкольна в Вашингтоне, 1914-22, архитектор Г. Бэкон и др.).

После Второй мировой войны 1939-45 строительство мемориальных сооружений принимает характер общегосударственного дела. Мемориальные сооружения посвящены павшим воинам и жертвам фашизма и представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративного искусства с надписями и иногда световыми и звуковыми образами (кладбище близ Флоренции, 1959, архитекторы Ф. Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт, скульптор Э. Во и др.; мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР, парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, на острове Сите, 1961, архитектор Ж. А. Пенгюссон).

В СССР мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР (Марсово поле в Ленинграде, Мавзолей В. И. Ленина в Москве), увековечивают память воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных, монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически обобщённых элементов, так называемых монументальных знаков.

Среди наиболее значительных советских мемориальных сооружений — мемориалы воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960), на территории Брестской крепости (1971), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (1960) и Саласпилсе (1961-67), в Хатыни (1968-69), на Мамаевом кургане в Волгограде, а также Ленинский мемориал в Ульяновске и др.

Литература: Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мемориальные сооружения — В широком смысле — любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар, Арка триумфальная, Колонна, Обелиск, Храм... Большая советская энциклопедия